6 Расчет экономической эффективности, модернизации универсального крытого вагона
Универсальный крытый вагон предназначен для перевозки штучных, тарно-штучных, пакетированных и насыпных грузов, требующие укрытия и защиты от воздействия атмосферных осадков. Вагон спроектирован по габариту 1–ВМ. Вагон по сравнению с базовым имеет следующие основные преимущества. Увеличилась грузоподъемность с 68 до 74 тонн. В результате изменения длины кузова, а следовательно и объема кузова до 131,32 м3. В результате увеличения грузоподъемности некоторые элементы кузова усилены, предельно допускаемая погонная нагрузка составила 61,36 кН/м.
Критерием экономической эффективности является единовременные издержки на изготовление вагонов и текущие затраты на содержание, эксплуатацию и ремонт. Данных по ценам на настоящее время нет. Считаем расчет вполне корректным, поскольку он выполнен как сравнительный. Рубли в расчетах фигурируют как условные.
Таблица 6.1 – Сравнительная характеристика модернизированного и базового вагонов
Показатели |
Величины показателей для вагонов |
|
Базового |
Модернизированного |
|
Грузоподъемность Р, т |
68 |
74 |
Масса тары Т, т |
24 |
25 |
Объем кузова V, м3 |
120 |
131 |
Масса кузова mкз, т |
12,4 |
13,9 |
Средний коэффициент использования грузоподъемности λ |
0,81 |
0,81 |
Средняя дальность перевозок lср |
500 |
930 |
Коэффициент порожнего пробега |
0,5 |
0,38 |
Длина вагона по сцеплению автосцепок 2L |
14,73 |
15,96 |
6.1 Определение эксплуатационных показателей
Груженый рейс вагона:
Ргр = 1,03 · lср, (6.1)
где lср – средняя дальность перевоза.
Ргр= 1,03 · 930 = 958км.
Статическая нагрузка вагона:
Рст = Р · λ , (6.2)
где Р - грузоподъемность вагона, Р = 68т.
Рст =68·0,81 = 55т.
Динамическая нагрузка груженого вагона:
Рд = Р·к, (6.3)
где к - коэффициент перевода грузоподъемности вагона в динамическую нагрузку, к = 0,718.
Рд = 68 · 0,718 = 48,8т.
Оборот вагона:
, (6.4)
где - продолжительность нахождения вагона на станциях погрузки и выгрузки, = 35,9ч;
Vуч - средняя участковая скорость движения грузового вагона,Vуч = 32,3км/ч;
, - соответственно продолжительность нахождения вагона на технической станции, проходимой вагоном без переработки и с переработкой, = 1,6ч, = 8,3ч;
, - соответственно средние расстояния между техническими станциями, проходимыми вагонами без переработки и с переработкой, = 129,1км, = 282км.
Среднесуточный пробег вагона:
Sв=[Ргр-(1+α)]/Тв, (6.5)
Sв = [958 · (1 + 0,38)] / 5,45 = 243км.
Годовая производительность вагона, т-км нетто:
Вв = 365 · Рд · Sв/(1+α), (6.6)
Вв = 365 · 48,8 - 243/(1+0,38 ) = 3136,46 тыс.т.км.
Масса брутто поезда, т:
гр
Qбр = [( Lст - 1л) /( 2 · Lоб )] · (Рст + Т), (6.7)
где Lст - длина приемо-отправочных путей станции, Lст = 870м;
1л - часть станционного пути, занимаемого локомотивом, 1л = 50м;
2·Lоб - длина вагона по осям сцепления, 2·Lоб = 14,73м;
Рст - статическая нагрузка вагона, Рст = 55т;
Т - тара вагона, Т = 24т.
гр
Qбр = [(870 - 50) /(14,73 )] · (55 + 24) = 4398т.
Рабочий парк вагонов:
nb, (6.8)
где - годовой объем погрузки, = Q/ Рст; (6.9)
Q - среднегодовой объем перевозки грузов. По данным Белорусской железной дороги за 2002 год всего перевезено 34169,3 млн.ткм (34169,3 : 958 = 7,13млн.т), в том числе в крытых вагонах Q kp = 0,2 · 35,66 = 7,13 млн.т.
Тогда
6.2 Определение эксплуатационных расходов
Расходная ставка на 1 ваг/ч, руб., учитывает текущие издержки на плановые виды ремонта:
евч = ( Скрп · nкрп + Скр · nкр + Сдр · nдр) / (365 · 24 · Тсл), (6.10)
где Скрп, Скр, Сдр - стоимость соответственно КРП, капитального ремонта, и деповского ремонта;
nкрп, nкр, nдр - число КРП, капитальных и деповских ремонтов за срок службы, nкрп = 1; nкр = 3; nдр = 35;
Тсл - срок службы вагона с учетом продления на 16 лет после КРП, Тсл - 48 лет.
евч = ( 9686564 · 1 + 993100 · 3 + 532400 · 35) / (365 · 24 · 48) = 74,4 руб.
Калькуляционный измеритель на годовой объем перевозок ∑Р1н, который равен годовой производительности вагона Вв.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.