Проектировка подъездной дороги, соединяющей промышленное предприятие с дорогой общего пользования - железной дорогой, страница 2

Полоса движения это участок проезжей части, занимаемый при движении одним автомобилем. Ее ширина определяется специальным расчетом, а окончательная величина принимается в соответствии с требованиями СНиП.

Ширина полосы движения определяется по формуле:

–  для  двухполосной дороги, где

a – ширина кузова автомобиля,

                                       с – ширина колеи.

Величина зазора между автомобилями 2x, а также расстояние между кромкой проезжей части и наружной гранью колёс y определяют безопасность движения автомобилей.

Расстояния x и y определяются по эмпирическим формулам:

y =0,35+0,005×V;

x = 0,50+0,005×V;

 где V - расчётная скорость движения автомобиля, принимается равной конструктивной скорости, км/ч.

x=0,50+0,005×85=0,93 м;


y=0,35+0,005×85=0,78 м.

Определение числа полос движения

Число полос движения устанавливается исходя из потребной часовой интенсивности движения,  необходимой для выполнения заданного объема перевозок, и возможной часовой интенсивности движения, определяемой геометрическими параметрами самой полосы и технической характеристикой автомобиля.

Для определения числа полос движения необходимо для начала установить потребную часовую интенсивность движения и возможную пропускную способность одной полосы.

Потребная часовая интенсивность движения,Nчпотр, маш/ч  – количество автомобилей, поступающих к пункту погрузки за 1 час, определяется по формуле:

где

Qmax – заданный наибольший объём перевозок нетто одного направления, т;

n – число рабочих смен в сутках;

t – число часов работы одного автомобиля в сутках;

kн – коэффициент неравномерности перевозок.

 маш/час.

Возможная пропускная способность одной полосы Nчвозм определяется в зависимости от скорости, интенсивности и состава движения по формуле:

, где

V - скорость движения автомобиля, км/ч,

la - габаритная длина автомобиля, м.

 маш/час.

Потребное количество полос движения nп определяется делением заданной интенсивности движения Nчпотр на полученную в результате расчёта пропускную способность одной полосы Nчвозм, шт.:

nп= Nчпотр/ Nчвозм=84/785=0,107 шт.

Так как движение двухстороннее, то потребное количество полос движения удваиваем:

nп=0,107×2=0,214шт.

По СНиП принимаем nп=2 шт.

Расчет ширины проезжей части и земляного полотна

Ширина проезжей части В определяется перемножением ширины одной полосы движения b, выраженной в метрах, на количество полос n:

В=b×n.

В=4,22×2=8,44 м

Ширина земляного полотнаСзп определяется суммированием ширины проезжей части В и ширины двух обочин. Полученные результаты сопоставляются с требованиями СНиП и представляются в табличной форме.

Таблица №2.

Параметры проезжей части и земляного полотна

По расчету, м

По СНиП, м

Приняты в проекте, м

Число полос движения

0,214

2

2

Ширина полосы движения, м

4,22

3,5

4,22

Ширина проезжей части, м

8,44

7

8,44

Ширина обочин, м

-

2,5

2,5

Ширина земляного полотна, м

-

­­9,94

10,94

Расчет наименьших допускаемых радиусов кривых в плане

При движении автомобиля по кривой возникает центробежная сила, стремящаяся сдвинуть автомобиль в поперечном к движению направлении, поэтому в кривых рекомендуется производить уширение проезжей части.

Устойчивость автомобиля обеспечивается трением между покрышками колес и поверхностью дороги.

В курсовом проекте минимальный допустимый радиус кривой определяется исходя из требования устойчивости автомобиля по формуле:

 , где

R - минимальный радиус кривой, м;

V - расчетная скорость движения автомобиля, км/ч;

m - коэффициент поперечной силы, принимаемый равным 0,15 (при таком значении коэффициента пассажир, не смотрящий на дорогу, слабо ощущает движение по кривой);

iп - поперечный уклон проезжей части, принимаемый в зависимости от типа покрытия со знаком “минус” при отсутствии виража, при наличии виража iп  = 0,06 со знаком “плюс”.

При отсутствии виража:

 м.

При наличии виража:

 м.

Полученные значения R сравниваются с требованиями СНиП, и результаты заносятся в таблицу.

Наименьшие радиусы кривых в плане.

Таблица №3.

Расчётные результаты

По требованиям

СНиП, м

Принятые в курсовом проекте, м

Без виража R=438м

150

440

С виражём R=271м

150

280

Расчет уширения проезжей части в кривых малых радиусов

Для движения автомобиля по кривой водитель при помощи рулевого управления поворачивает оси передних колес. Так как сопротивление качению значительно меньше сопротивления скольжению, движение автомобиля происходит по дугам круга, общий центр которых находится на пересечении нормалей к осям колес.  При этом траектория движения задних колес смещается к центру. Учитывая, что при больших скоростях возможно отклонение автомобиля от средней траектории движения, ширину полосы движения следует увеличивать.

Величина полного уширения одной полосы движения еопределяется по формуле:

, где

L - длина базы автомобиля , м;

R - принятые значения радиусов кривых, м;

V - расчетная скорость движения, км/ч.

Полученные значения уширения проезжей части в кривых сравнивают с нормативными  значениями по СНиП и принимают большее из них. Результаты вычислений сводят в таблицу.

При отсутствии виража:

 м.

При наличии виража:

 м.

Таблица №4.

Радиусы кривых в плане, м

Величина уширения проезжей части по расчету, м

Величина уширения проезжей части по СНиП, м

Принято в курсовом проекте, м

Без виража:

R=440

0,28

0,8

0,8

С виражём:

R=280

0,37

0,6

0,6

Проектирование поперечных профилей

Поперечный профиль земляного полотна проектируется с учетом местных природных условий, характеризуемых дорожно-климатической зоной, типом местности, характером поверхностного стока и степенью увлажнения.

В зависимости от условий проектирования земляное полотно может быть назначено по известным типовым решениям или его конструкция обосновывается специальным индивидуальным проектированием. Типовые поперечные профили земляного полотна в насыпях и выемках представлены соответственно на рисунках.

В курсовом проекте  принимаются типовые решения, причем следует руководствоваться нормами СНиП для проектирования поперечных профилей земляного полотна на различных грунтах в выемках и в насыпях.