Выбор рациональных средств механизации и способов разработки грунта зависит:
а) от технологической возможности применения тех или иных машинв конкретных условиях строительства (ландшафт, рельеф местности, климат и т.д.);
б) конструкции земляного полотна, вида и состояния слагающих его грунтов и грунтов основания, а также трудности их разработки;
в) сроков окончания сооружения земляного полотна и других организационных условий;
г) проектируемых схем распределения земляных масс.
Основой для выбора ведущей землеройно-транспортной машины являются такие проектные данные, как рабочие отметки земляного полотна, объемы земляных работ, средняя дальность возки грунта по отдельным участкам, которые должны быть установлены расчетом до выбора ведущих машин. Помимо ведущих машин, в состав комплектов входят вспомогательные машины и механизмы, предназначенные для рыхления, транспортирования, разравнивания и уплотнения грунтов, содержания временных построечных (землевозных) дорог, освещения объектов и электропитания механизмов, инструментов и т.д. Эти машины и механизмы, включенные в состав комплектов, должны обеспечивать бесперебойную работу ведущих машин по возведению земляного полотна при высоком качестве производства работ.
Область рационального применения различных типов машин для возведения железнодорожного земляного полотна, а также способы производства работ устанавливаются рядом нормативных документов [2]-[4] и излагаются в литературе [5], [6].
Для курсового и дипломного проектирования ниже приводятся краткие рекомендации по выбору средств механизации и способов разработки грунтов.
ЗЕМЛЕРОЙНЫЕ МАШИНЫ
В качестве землеройных машин широкое применение для выполнения земляных работ находят экскаваторы - одноковшовые и многоковшовые.
Одноковшовые экскаваторы
Одноковшовые экскаваторы в железнодорожном строительстве нашли наибольшее применение при сооружении земляного полотна благодаря их высокой производительности и способности разрабатывать различные виды грунтов I-IV групп по трудности их разработки. Выбор экскаваторов зависит от объема земляных работ на конкретном участке трассы или в карьере. Поэтому, разрабатывая проект, следует начинать с определения необходимой геометрической емкости ковша экскаватора как ведущей машины комплекта для работы на том или ином объекте, руководствуясь нормативными данными (прил. 1, табл.1)1. Зная геометрическую емкость ковша, нетрудно определить марку экскаватора на основании известных технических характеристик (табл. 2). Одновременно должен быть решен вопрос о целесообразном типе рабочего оборудования.
Рабочее оборудование для одноковшовых экскаваторов
Прямые лопаты. В практике железнодорожного строительства экскаваторы-прямые лопаты чаще всего применяются при разработке выемок и карьеров с погрузкой грунта в транспортные средства
Драглайны. Они широко применяются при разработке выемок и отсыпке насыпей го резервов, а также при работе в карьерах. Удлиненная стрела и гибкая подвеска ковша драглайна нередко позволяют ему при работе на трассе обходиться без транспортных средств (например, при разработке выемки в кавальер, сооружении насыпи из резерва) при сравнительно .небольших рабочих отметках земляного полотна. Драглайны, снабженные сменным навесным оборудованием (двухотвальный скребок, агрегат травосеяния и др.), широко применяются для планировки и укрепления откосов насыпей и выемок.
Обратные лопаты. Экскаваторы-обратные лопаты с ковшами емкостью 0,35...0,65 м3 применяются главным образом для устройства водоотводных канав, дренажей, разработки и погрузки грунта в притрассовых карьерах. Эти экскаваторы с ковшами большей емкости и гидравлическим приводом могут применяться и для разработки выемок.
Как известно, условия применения экскаваторов типа прямая и обратная лопата для разработки выемок определяются также и рабочими отметками земляного полотна на участках производства работ, так как от них зависит наполняемость ковша экскаватора (табл. 3, 4).
Из данных этих таблиц следует, что если рабочие отметки проходок менее указанных значений, то использование экскаваторов-прямая и обратная лопата нецелесообразно. В подобных случаях следует ориентироваться на разработку грунта драглайнами либо землеройно-транспортными машинами. Основные параметры при разработке выемок драглайнами приведены в табл. 2, а в табл. 5 показаны условия, при которых наиболее целесообразно применение драглайнов при возведении насыпей из резервов.
При работе одноковшовых экскаваторов с погрузкой грунта в транспортные средства в практике строительства широко используются автосамосвалы. При их выборе необходимо учитывать технологические параметры самосвала (высоту борта кузова и его размеры, которые должны соответствовать параметрам экскаватора, а также вместимость кузова самосвала, позволяющую обеспечивать погрузку не менее трех ковшей грунта (обычно 3-6 ковшей). Грузоподъемность самосвалов в тоннах определяется в зависимости от геометрической емкости ковша экскаватора и расстояния транспортирования грунта (табл. 6). Необходимое количество самосвалов для работы с экскаватором определяется расчетом либо может приниматься на основании данных, указанных в табл. 7. Параметры автосамосвйлов приведены в табл. 8.
Составы типовых экскаваторных комплектов и их технико-экономические показатели представлены в Технических указаниях по технологии сооружения железнодорожного земляного полотна [4] и рекомендованы для использования при составлении проектов производства работ.
Многоковшовые экскаваторы
Роторные многоковшовые экскаваторы - перспективные землеройные машины, применяемые для разработки выемок и карьеров при больших объемах работ (более 50 тыс. м3). Оптимальные условия для применения таких экскаваторов создаются при разработке грунтов I-Ш групп с перемещением и укладкой их в насыпь автосамосвалами. Выбор последних зависит от типа роторного экскаватора и его производительности (табл. 9). Как известно, разработка грунта в забое роторным экскаватором производится многорядными вертикальными, либо горизонтальными стружками, реже комбинированным способом. При этом оптимальные значения высоты вертикальных стружек и ширины ленты грунта, срезаемого горизонтальной стружкой, принимаются равными 2/3 диаметра ротора. Основные параметры роторных экскаваторов приведены в табл. 10, Для сооружения водоотводных канав и кюветов в железнодорожном строительстве широко применяются многоковшовые экскаваторы продольного копания, основные параметры которых приведены в табл. 11.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.