Прибавляя к строкам матрицы С числа -3, -4, -3, а к столбцам числа +1, 0, +1, -1, превратим ее в матрицу:
C1 =
Если бы все элементы матрицы С1 были неотрицательными, первоначальный выбор назначений давал бы оптимальное решение. Но поскольку в нашем случае дело обстоит не так, то применяется процедура исправления начальных назначений. Для исправления присоединяем к уже выделенным элементам матрицы C1ее наибольший по абсолютной величине отрицательный элемент (в данном случае элемент С24 = -2). Если начальный выбор содержал точно т + п — 1 элементов, то (это нетрудно доказать) при таком присоединении обязательно образуется цикл из выделенных элементов - в данном случае цикл (С24 = -2, С34 = -2, С22 = 0, С24).
Рассмотрим теперь соответствующий цикл
P0 = P24, P34, P32, P22, P24
в матрице планов Р и превратим его в цикл
P24 +P, P34-P, P32+P, P22-P, P24+P
где р - наименьшая величина в четном полуцикле (P34, P22) цикла ро (величина р как бы сдвигается го каждого элемента четного полуцикла к следующему за ним элементу нечетного полуцикла). В нашем случае P=P34=5. Производя указанное преобразование цикла и исключая из числа выделенных элементов вновь возникший нулевой элемент P34-P, получим новую матрицу планов Р1:
P1 =
Здесь, как и раньше, полужирным шрифтом даны выделенные элементы. Выделяя те же элементы в матрице C1, получаем матрицу :
=
Прибавляя к последнему столбцу число +2, приведем матрицу к виду:
C2 =
с нулевыми выделенными элементами, не содержащую отрицательных элементов. Это означает, что план P1 оптимален. Суммарная стоимость перевозок S1 по этому плану равна:
S1 = 10-2 + 5-3 + 5-4 + 5-3 + 10-3 + 10-2 = 120,
в то время как суммарная стоимость перевозок S0 по начальному плану P0 была равна
So - 10-2 + 5-3 + 10-4 + 5-3 + 10-2 + 5-4 = 130.
Как и всякая задача линейного программирования, транспортная задача может иногда иметь не один, а множество оптимальных планов. На такую ситуацию указывает наличие дополнительных (помимо выделенных) нулей в заключительной (преобразованной) матрице удельных стоимостей. Присоединяя эти нули точно так же, как мы поступали с отрицательными элементами, можно двигать вдоль возникающих циклов то или иное количество грузов, не нарушая при этом оптимальности плана. Например, в заключительной матрице Сг рассмотренного выше примера можно образовать цикл из нулевых элементов (С21, С22, С12, С11, С21) и передвинуть в нем какую-нибудь величину груза, скажем С22. В результате получим новый план
=
с общей стоимостью перевозок
S1 = 7-2 + 3-3 + 8-3 + 2-3 + 5-3 + 10-3 + Ю-2 = 120.
Таким образом, этот план, как и план P1, является оптимальным.
С помощью подобных замен в пределах множества оптимальных планов можно добиться того, чтобы план, не теряя свойства оптимальности, приобрел некоторые дополнительные полезные свойства. Pазумеется, для этого необходимо, чтобы транспортная задача обладала не одним, а многими решениями, что, конечно, на практике встречается далеко не всегда
Пользуясь изложенной задачей, можно находить оптимальные решения распределения земляных масс при проектировании производства земляных работ, выполняемых, например при возведении железнодорожного земляного полотна
Пусть заданный участок представлен продольным профилем с графиком попикетных объемов (рис. 1).
Прежде всего нужно разбить продольный профиль на отдельные участки ~ массивы, которые при решении задачи будут рассматриваться как поставщики (выемки) и потребители (насыпи). Желательно, каждую насыпь и каждую выемку, если они не очень протяженные (400...600 м), представить как массив, определив по графику попикетных объемов его объем. Если в пределах насыпи или выемки имеется несколько достаточно протяженных участков с примерно равными рабочими отметками, их выделяют как отдельные массивы. Однако делать это нужно очень осторожно, так как граница между массивами, как и в графике попикетных объемов, вертикальная, а технология механизированной разработки грунта подразумевает работу горизонтальными проходками. Учитывая местные условия и возможные ограничения, оговоренные в задании на проектирование, намечаются резервы, кавальеры, карьеры и отвалы.
При выполнении курсового проекта можно руководствоваться следующим:
- объем резерва (кавальера) равен объему соответствующей насыпи (выемки), но не больше 6000 м3 на пикет;
- объем намеченных карьеров можно принимать на порядок выше суммы объемов всех насыпей участка;
- объем всех намеченных отвалов следует принимать таким, чтобы учитывалось известное ограничение:
В рассматриваемом примере выделенные массивы поставщиков обозначены арабскими цифрами, а потребителей - арабскими цифрами со штрихом.
При построении матриц Р и С для рассматриваемого примера нужно воспользоваться данными табл. 2.2:
Таблица 2.2
Потребители |
1' |
2' |
3' |
|
5 |
3 |
84 |
||
1 |
6 |
12 l11 |
7 l12 3 |
16 l13 3 |
2 |
4 |
10 l21 3 |
1000 зп |
14 l23 3 |
3 |
2 |
8 l31 3 |
1000 зп |
0 фп |
4 |
80 |
15 l41 |
0 фп |
0 фп 80 |
Здесь в левой стороне таблицы приведены номера и объемы поставщиков, в верхней части - номера и объемы потребителей. В правом верхнем углу каждой выделенной клетки при возможности реальной поставки указывается дальность транспортировки – lij (l11 l12 l13 и т.д.); в левом верхнем углу клетки указывается стоимость разработки и транспортировки грунта Cij, внизу, в середине клетки, указывается объем поставки (если она имеется).
При продольной возке грунта (из выемки в насыпь) дальность перемещения lij можно принимать как расстояние между центрами тяжести соответствующих массивов плюс 50-70 метров. Центр тяжести массива находят как центр тяжести площади графика попикетных объемов рассматриваемого массива.
При поперечной возке (из резерва в насыпь или из выемки в кавальер) дальность возки грунта зависит от расстояний между въездами и съездами. В курсовом проекте можно пользоваться данными табл. 2.3.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.