- стрела
изгиба внутренней рельсовой нити; определяется по формуле
.
Находим оптимальную ширину колеи:
b = мм
fн = мм
fв = мм
мм
Величина может принимать
следующие значения:
а)
если 0, то
,
т. е. вписывание происходит при отсутствии поперечных разбегов;
б) если , то
, т. е. в формулу в место
подставляется численное значение
суммы поперечных разбегов; при этом внутренний гребень колеса передней оси еще
не касается внутреннего рельса. В этом случае выражение примет вид
;
в) если, то
, т.е. значению стрелы изгиба
внутреннего рельса, при этом внутренний гребень колеса передней оси будет
касаться внутреннего рельса кривой:
.
Цифра 4 в формуле представляет собой допуск на сужение колеи в миллиметрах.
Т.к. следовательно,
определяем
по варианту б):
мм
При определении оптимальной ширины колеи возможны следующие случаи:
1) если , то вписывание в условиях оптимальной
ширины колеи обеспечено;
2) если , то свободное вписывание в этих
условиях не обеспечено; следует перейти к определению минимально допустимой
ширины колеи.
Вывод: вписывание в условиях оптимальной ширины колеи не обеспечено; следует перейти к определению минимальной допустимой ширины колеи.
1.2 Определение минимально допустимой ширины колеи
Расчетная схема соответствует заклининому вписыванию экипажа в кривую.
Рис. 2 Схема для определения минимально допустимой ширины колеи при заклинивании трехосной жесткой базы с поперечными разбегами осей.
.
Это выражение по своему внешнему виду отличаетсялишь
величиной , которая представляет собой
некоторый запас, принимаемый равным минимальному зазору между гребнем колеса и
рабочей гранью рельса в прямых. Он равен для вагонов - 5мм, для локомотивов - 7
мм (при колее 1520мм). Величину
необходимо
прибавить для того, чтобы избежать заклинивания колес, при котором движение
экипажа опасно.
b = мм
fн = мм
fВ = мм
При заклиненном вписывании трехосной жесткой базы в выборе величины возможны те же частные случаи, что и при свободном вписывании, т. е.
а)
если , то
;
;
б) если , то
;
;
в) если , то
;
.
Для определения минимально
допустимой ширины колеи при используем случай
б):
мм
Т.к. ,
то вписывание обеспечено.
1.3. Определение возвышения наружного рельса
При движении железнодорожного экипажа по кривым возникают дополнительные по сравнению с прямыми участками силы взаимодействия пути и подвижного состава: центробежная сила, направленная наружу кривой; вертикальный перегруз одной из рельсовых нитей и недогруз другой; радиальное давление, приложенное к рельсу наружной нити со стороны реборды колеса передней оси жесткой базы экипажа; сила ветра, которая в отдельных случаях может оказывать значительное воздействие на путь и подвижной состав.
Для снижения воздействия этих сил в кривых участках устраивается возвышение наружного рельса.
Величина этого возвышения определяется следующими тремя условиями:
- обеспечением равномерного вертикального износа обеих рельсов;
- обеспечением пассажиров от неприятных ощущений при воздействии поперечных ускорений;
- обеспечением экипажа от опрокидывания в кривых.
1.3.1. Определение возвышения наружного рельса из условия обеспечения равномерного износа обеих рельсовых нитей
Внутренняя и наружная рельсовые нити будут изнашиваться одинаково при условии идентичного суммарного воздействия на них вертикальных и горизонтальных сил. Возвышение наружного рельса должно быть таким, чтобы центробежная сила и центростремительная взаимно уравновесились, тогда равнодействующая будет направлена по оси пути, и обе рельсовые нити будут нагружены одинаково.
Рис. 3. Схема положения экипажа и действующих на него сил при движении по кривой
Величина возвышения наружного рельса определяется по формуле
,
где R - радиус кривой, м;
- квадратичная средневзвешенная по
тоннажу скорость движения поездов,
,
где Ni - количество поездов в сутки той или иной категории (скорых, пассажирских и др.);
Gi - вес поезда соответствующей категории, m;
Vi - скорость движения соответствующих поездов, км/ч;
К - коэффициент учета смещения центра тяжести экипажа относительно середины колеи.
Определяем значение :
V2ср = км/ч
Находим величину возвышения для кривой:
h1 = мм
h1 = мм
h1 = мм
1.3.2. Определение возвышения наружного рельса по условию комфортабельности езды пассажиров
Величина возвышения, найденная по выражению будет
недостаточна для скорых пассажирских поездов, имеющих скорость
Vmax > Vcp
По условиям комфортабельности езды требуется, чтобы ускорение, действующее на пассажира, не превышало допустимого значения.
Величина возвышения по этому условию определяется по формуле:
,
где
- максимальная скорость движения пассажирских
поездов, км/ч;
- допустимая
величина непогашенного центробежного ускорения (на дорогах установлена 0, 7
м/с2).
Находим величину возвышения для кривой:
h1 ³ мм
h2 ³ мм
h3 ³ мм
Из трех значений h найденных по приведенным условиям принимается большее равное 578мм. Принятое значение h округляется до величины, кратной 5 мм. Принимаем равное 580.Однако, согласно ПТЭ, она не должна превышать наибольшей допустимой величины, равной 150 мм. Окончательно принимаем 150 мм.
Вывод:
Скорость движения пассажирских поездов по кривой заданного радиуса 260 м, должна быть ограничена величиной, определяемой по формуле:
км/ч
График зависимости возвышения наружного рельса от радиуса:
h мм
578
415
260
150
260 340 480 R м
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.