Книга как знаковая система, книга как объект системно-функционального анализа, страница 2

План выражения также называется экспонентом. Можно говорить о нулевом экспоненте, когда отсутствие чего-либо что-то означает. У экспонента есть признаки, как существенные, так и несущественные.

Правила функционирования систем, интерпретация знаков складывается долго, но потом существует тоже длительное время.

Поэтому книга сохраняет свои существенные признаки тысячелетиями.

Существуют условные и мотивированные знаки. Условных знаков большинство, например буквы алфавита. Мотивированные знаки – издательская марка, логотип, знак серии.

Денотат – обозначаемое.

Знак может иметь коннотации, т.е. дополнительные значения. Отдел семиотики, занимающийся изучением денотата знака, называется семантикой. Семантическое поле – совокупность единиц, объединенных общим семантическим признаком.

Свойства семантического поля:

- интуитивно понятно носителю языка

- единицы подсистемы связаны между собой семантическими отношениями (например отношениями синонимии, антиномии, несовместимости, части к целому и т.д.)

Парадигма – класс элементов, имеющих схожие свойства и взаимопротивопоставлены друг другу. В противопоставлении заключена цель парадигмы – выбор различных условий (гарнитура шрифта).

Книга как коммуникативный факт.

Семиозис – знаковый процесс. Книгу рассматриваем как целостное знаковое сообщение, коммуникативный факт, или обмен коммуникации между автором и читателем. Предполагает наличие отправителя сообщения, т.е. автора и получается или адресата сообщения, т.е. читателя, коммуникативную среду, т.е. канал связи или информационное средства и коммуникативный код.

Всякая книга пишется, планируется в расчете на определенного читателя. Т.е. имеет значение функциональное назначение и читательский адрес издания.

Содержанием авторского сообщения является некий объект информации, фрагмент реальности, о котором автор сообщения хочет передать адресату.

Автор передает информацию адресату не прямо, а посредством авторского сообщения, которое на практике может отличаться от реальной информации. Получение авторского сообщения также зависит и субъективного восприятия адресата.

Задача автора наиболее истинно передать в авторском сообщении фрагмент реальности.