Помимо волнообразного износа, на поверхности катания рельсов возникает много других дефектов производственного и эксплуатационного характера. Поверхностным дефектом, часто встречающимся на электрифицированных линиях, являются местные углубления, вызванные пробуксовкой колес локомотивов. При больших структурных деформациях эти углубления могут привести к растрескиванию рельсов (рис. 2.23)
Рис 2.23 Углубления на пов-ти катания в результате пробуксовки колес
На закруглениях головки рельса иногда появляются темные продолговатые пятна, вызванные высокими местными, напряжениями (рис. 2.24).
Рис 2.24 Темные пятна на закруглениях головки рельса
Через определенное время в этих местах возникают выкрашивания (рис. 2.25), которые могут привести к усталостным изломам.
Рис 2.25 Выкрашивания, возникшие в тех местах, где ранее были темные пятна
Способ измерения и измерительные средства:
Для измерения волнообразного износа рельсов применяют путеизмерительные вагоны и ручные средства измерения.
Небольшие местные углубления на поверхности катания рельсов можно измерить с помощью универсального прибора, разработанного в ЦНИИЖТ. На концы линейки устанавливают специальные зажимы, между которыми на бегунке помещают индикатор (рис. 2.26). Прибор обеспечивает точность отсчета по высоте 0,01 мм и по положению вдоль рельсовой нити 1 мм.
Рис 2.26Применение универсального штангенциркуля для измерения местных неровностей на пов-ти катания
Также измеряются неровности в стыках с помощью стальной линейки, зазоры в стыках с помощью щупа, измеряется температура рельсов с помощью рельсовых термометров
2.7.5 Выявление дефектов в рельсах и их прогнозирование
Из всех составляющих верхнего строения пути наибольшее влияние на его непосредственный переход из хорошего состояния в плохое состояние оказывают рельсы, точнее, их дефекты. Современное выявление этих дефектов и правильное определение срока смены рельсов до достижения ими стадии, приводящей к плохому состоянию, играет особую роль в диагностике верхнего строения пути.
Все диагностические задачи по своевременному выявлению рельсов, могущих привести к плохому состоянию, можно разделить на:
1) осмотры рельсов;
2) исследования структурной неоднородности рельсов (в том числе и внутренних трещин) или дефектоскопические исследования;
3) анализы статистических данных о дефектах рельсов на конкретном участке.
Ранее осмотр рельсов был единственным способом выявления их дефектов. В лучшем случае при этом применяли закрепленное на длинной ручке зеркальце, облегчавшее просмотр зоны под головкой и подошвой рельса, и молоток. В настоящее время этот способ потерял свое значение. Однако не следует думать, что от него можно отказаться вообще. До сих пор множество дефектов обнаруживают именно при обходах, очистке и смазке накладочных пазух, а иногда даже совершенно случайно.
Основным способом выявления дефектов рельсов остаются дефектоскопические исследования.
Рельсовая дефектоскопия - одна из отраслей неразрушающих методов контроля, охватывающая выявление внутренних дефектов рельсов и их структурной неоднородности.
Дефектоскопические исследования включают три этапа:
1.выявление дефекта
2.оценка их опасности
3.принятие решение относительно дефектного рельса
Действие рельсовых дефектоскопов основано на различных неразрушающих методах контроля материалов, чаще на ультразвуковом и магнитном методах. Другие методы, в частности метод электрического сопротивления, применяют реже.
2.7.6. ИССЛЕДОВАНИЯ ШПАЛ
Характеристики и величины:
Исследования шпал включают проверку их размеров, расстояния между ними и степени износа (повреждений). В диагностике верхнего строения пути первые две задачи имеют вспомогательное значение. Соответствие размеров проекту или нормам проверяют при приемке шпал. Приемка материалов не входит в сферу диагностики, которая использует иные методы, прежде всего статический контроль качества, представляющий собой особую и очень широкую научную область. Проверки расстояния между шпалами после укладки нового верхнего строения пути обычно достаточно для всего срока их эксплуатации.
Периодические проверки размеров шпал или расстояния между ними очень просты. Их выполняют с помощью обычной линейки или специальных инструментов.
Итак, в диагностической практике исследование шпал сводится обычно к исследованиям степени их повреждения или износа.
Для исследований повреждений шпал не применяют каких-либо приборов, а лишь такие простые инструменты, как стальная игла, зеркало и лупа для выявления рисок на поверхности бетона, молоток для проверки дюбелей.
2.7.7. ИССЛЕДОВАНИЯ БАЛЛАСТНОГО СЛОЯ
Характеристики и величины:
Балластный слой — составляющая верхнего строения пути, от которой в наибольшей степени зависит его долговечность и которая взаимодействует с другой, не менее важной составляющей железной дороги — основной площадкой земляного полотна. Это обосновывает необходимость серьезного контроля за изменениями, протекающими в балласте.
Полный объем диагностических исследований балласта охватывает: 1) проверку размеров поперечного профиля; 2) измерение гранулометрического состава; 3) исследование степени уплотнения; 4) исследование загрязнения; 5) определение засорения.
Целью исследования балластного слоя является обычно определение необходимости и объема ремонта верхнего строения пути.
Размеры поперечного профиля:
Излишек или недостаток балласта можно легко определить без каких-либо измерений. Однако в ряде случаев, например при приемке работ, до начала текущего сплошного ремонта, при исследовании состояния бесстыкового пути в жаркое время года и т. п., может быть полезным более точное знание существующего поперечного профиля балластного слоя.
Простейшим инструментом для измерения поперечного профиля является рейка с делениями. Последовательность проверки основных размеров, изображенных на рис.2.27, — произвольная. Измерение толщины балластного слоя требует его выборки до подушки или до полотна. Определить границу, где кончается балластный слой и начинается земляное полотно, обычно довольно трудно, и, за исключением новых линий, ее оценивают с точностью, равной размеру зерна балласта, т. е. в пределах 2—6 см.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.