Оптические стреломеры, работающие по принципу, изображенному на рис. 2.18., имеют погрешность не меньше, чем обычные приборы при безветренной погоде. Эти погрешности связаны с отклонениями от горизонтали визиркой трубы и рейки. Недостатком оптических приборов является относительная длительность измерения.
1-трубка; 2-ролики; 3-линейка с миллиметровой шкалой; 4-нейлоновая нить
Рис 2.19 Схема передвижного стреломера
Вариантом ручного стреломера является передвижной стреломер (рис. 2.19). На концах легкой алюминиевой трубы АВ закреплены ролики, прилегающие к боковой поверхности рельса. В середине трубы также находятся ролик и линейка, над которой проходит проволока, натянутая между крайними роликами А и В. Измерение выполняет один человек, перемещающий прибор за ручку (рис. 2.20) и одновременно наблюдающий за положением нити над линейкой. Он может остановиться в любом месте кривой и записать величину стрелы. Систематические записи, выполняемые в предварительно размеченных на рельсах точках (например, через 5 м), должен вести второй работник. Точность измерения равна I мм1, масса прибора — 36 кг. Для удобства переноски прибор разбирается на две части. Конструкция прибора обеспечивает электрическую изоляцию точек контакта с рельсами.
Рис 2.20 Центральная часть передвижного стреломера с зажимом
2.6. ПУТЕИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ СРЕДСТВА
Измерения геометрических величин с помощью ручных приборов имеют три основных недостатка:
1) отображают состояние ненагруженного пути (исключением является измерение прогиба рельсов);
2) требуют много времени и усложняют накопление информации о состоянии верхнего строения пути, необходимой для принятия решения о последовательности ремонта железнодорожной сети;
3) затрудняют комплексный анализ состояния верхнего строения пути, оставляя большое поле для субъективных оценок.
Всех этих недостатков лишены путеизмерительные подвижные средства. Полная механизация измерений, включая и запись результатов, обеспечивает удобство оценки, хранения и сравнения результатов, возможность автоматизации расчетов и т. д.
В качестве первых образцов путеизмерительных подвижных средств можно упомянуть дрезины Дормюллера (1885 г.), Долгова (1910 г.) и «Проксима» (1912 г.).
История железных дорог знает несколько десятков путеизмерительных подвижных средств различного типа , даже краткое описание которых заняло бы слишком много места.
Все путеизмерительные подвижные средства можно разделить на две группы:
1) путеизмерительные мотодрезины;
2) путеизмерительные вагоны.
Под «путеизмерительными мотодрезинами» будем понимать все самоходные рельсовые средства независимо от их конструкции и массы, оборудованные аппаратурой для измерения и записи геометрических характеристик состояния пути.
Путеизмерительные средства, не имеющие собственного двигателя, отнесены к «путеизмерительным вагонам».
Характерной особенностью любого путеизмерителя является метод измерения. Могут быть использованы механический и электрический методы измерения, хотя измеряют расстояния, сдвижки, углы, т.е. величины неэлектрические . Механический метод основан на использовании механизмов передачи движения; рычагов, дисков, тросов, зубчатых передач и т. п. Неэлектрические величины преобразуют в электрические с помощью датчиков и измеряют электрическими методами. Датчик под действием неэлектрической величины изменяет один из электрических параметров (сопротивление, напряжение, силу тока, индуктивность, частоту, сдвиг фаз) или вырабатывает электрическую энергию, параметры которой зависят от измеряемой величины.
Измерение неэлектрических величин электрическими методами имеет большие преимущества: возможность измерения быстро протекающих явлений, простота автоматизации и удобство преобразования результатов, возможность передачи результатов на большие расстояния, высокая чувствительность аппаратуры (т. е. возможность усиления), высокая точность, малогабаритность механических устройств измерительных систем. Недостатками метода являются высокая стоимость аппаратуры и ее содержания, а также необходимость длительного обучения обслуживающего персонала.
Механические методы измерения отличаются более простой,, а следовательно, более дешевой аппаратурой. Однако они менее точны и более чувствительны к помехам при передаче результатов на измерительный пульт при больших скоростях движения. К серьезным ошибкам может привести неправильное натяжение тросов. Механические скользуны обеспечивают точность 1 мм при скоростях до 120 км/ч, а устройства, катящиеся по рельсам, —до 160 км/ч.
Выбор метода обусловлен целями измерения. Ошибочно мнение, что любое путеизмерительное подвижное средство должно быть оснащено приборами для измерения электрическим методом. Широко применяя путеизмерительные вагоны, полностью оборудованные электрической аппаратурой, японские железные дороги для определенных целей (на ветках линий) используют мотодрезины с механической аппаратурой.
2.7 Исследования конструкции верхнего строения пути
В геометрических исследованиях верхнего строения пути представляющим интерес фактором была форма рельсовых нитей и их взаимное положение. Эти исследования не включали проверку отдельных составляющих верхнего строения пути, т. е. их износа, взаимного положения и взаимодействия, или их физических состояний, не безразличных при оценке с целью отнесения исследуемой конструкции к одному из трех состояний надежности.
Иногда даже верхнее строение пути без значительных неровностей рельсовых нитей приходится относить к неудовлетворительному состоянию, с точки зрения, например, загрязнения балласта. Диагностика верхнего строения пути не может обойтись без исследований его конструкции. В отличие от геометрических исследований, имеющих комплексный характер, исследования конструкции верхнего строения пути носят в преобладающей мере аналитический характер. Повышенная в этом случае произвольность толкования результатов не обладает такими недвузначными допускаемыми отклонениями, как в случае некоторых геометрических параметров. Разнообразнее здесь и применяемые методы измерения, и измерительные средства. В исследованиях конструкции верхнего строения пути существует и очень большой разброс частоты выполнения отдельных измерений или проверок. Так, например, проверка прилегания остряков к рамным рельсам в стрелочном переводе—ежедневная операция, а измерение расстояния между шпалами выполняют один раз в несколько лет, а иногда можно даже ограничиться только одним измерением при приемке нового пути.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.