Мониторинг верхнего строения пути (Раздел дипломной работы на тему: "Планирование и организация путевых работ на Новосокольнической дистанции пути Октябрьской железной дороги"), страница 4

                                       2.11

Рис. 2.8. Переход от перекосов на базе s к перекосам на базе ks

При непрерывном измерении перекоса способом, следующим из формулы (2.7), используется принцип: перекос равен разности двух возвышений. Однако этот принцип обладает определенными неудоб­ствами, вытекающими из того, что перекос g3 — это угол γ (х) между двумя осями измерений, находящимися на расстоянии s. Наклон пер­вой оси в точке х по отношению к горизонтали равен φ (х), а другой— в точке + s) — равен φ (х + s). Тогда перекос

γ (х) = φ (х) — φ (х + s)                                      2.12

Большинство средств измерения позволяют получать не абсолют­ные угловые значения, а лишь разность между φ (х) и  φ (х + s). В случае периодических отступлений от нормы при базе измерения s, равной  или  кратной  периодичности  отступления  λ,  разность    у (х)

Рис. 2.9. Случаи, когда непрерывное измерение не выявляет фактических пря­мых и разносторонних перекосов пути

будет равна нулю (рис. 2.9). Частные случаи, показанные на рис. 2.9, встречаются очень редко. Отображение перекоса связано с определен­ной погрешностью, даже когда эти отступления не носят регулярного характера.

Роль измерения разносторонних перекосов пути длительное время недооценивалась. Появление в шестидесятых годах тяжелых вагонов с высокой поперечной жесткостью на скручивание (крупные цистерны, цементовозы и т. п.) привело к учащению случаев схода с рельсов. Мно­гочисленные исследования показали, что причинами сходов чаще все­го были: высокая жесткость вагонов на скручивание (сочетающаяся иногда с перекосом их конструкции), а также прямые и разносторон­ние перекосы пути. Поэтому уменьшение перекосов является одним из главных средств борьбы со сходами.

3.4.2. Измерения прямых и разносторонних перекосов

Измерение перекосов носит в буквальном смысле сплошной харак­тер и выполняется преимущественно с помощью путеизмерительных вагонов. Реже применяют тележки.

2.5. ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ НЕРОВНОСТИ И ПОЛОЖЕНИЕ РЕЛЬСОВЫХ НИТЕЙ В ПЛАНЕ

2.5.1. Характеристики и величины

Любая неравномерность кривизны пути в кривой (см. рис. 2.1) приводит к изменению ускорения подвижного состава. Аналогично местная кривизна на прямых участках пути мешает нормальному дви­жению поездов. И те, и другие горизонтальные неровности снижают плавность движения. При определенных значениях этих неровностей может наступить интенсивный рост деформаций. Чрезмерная деформа­ция рельсовых нитей в плане может даже явиться причиной схода подвижного состава  с рельсов.

Роль измерения горизонтальных неровностей в диагностике верх­него строения пути возросла еще больше с момента внедрения высоких скоростей движения поездов.

Определить относительные неровности, обозначенные на рис. 2.1 буквой у, очень трудно, в связи с чем обычным способом измерения является их соотнесение с жесткой базой l. Измеряя расстояние от точек, определенных на этой базе, до рельсовой нити, получают отметки f (рис. 2.11), которые являются стрелами изгиба кривой (для других то­чек так и будем их называть, учитывая условность этого определения).

Способ измерения стрелы, показанный на рис. 2.13 (со смещением места измерения на половину базы), — не единственный. На желез­ных дорогах Германии применяют измерение стрел на хорде 16 м, при этом место измерения всегда смещают на 174 хорды, т. е. на 4 м (рис.  2.14).

а — в кривых от хорды длиной l;  б — в деформированном пути на прямом участке

Рис. 2.13. Измерение горизонтальных неровностей стрел

Рис. 2.14. Принцип измерения стрел на желез-

и ных дорогах Германии

Рис. 2.15.    Длина    пути lR и хорды l

Измерение стрелы на хорде lсвободно от какой-либо существен­ной ошибки, если эту длину откладывают непосредственно на рельсе. Для иллюстрации ничтожности ошибки вычислим разность между длиной дуги 1% и длиной лежащей на ней хорды l (рис. 2.15). Из простых геометрических зависимостей следует:

и

откуда

                                 2.13

Принимая  R = 180 м и lR =20 м, после подстановки получим

Стрела, вычисленная   для   этой   хорды по обычно применяемой'' формуле

                                                       2.14

равна 277,49 мм, тогда как для хорды 20,000 м она равна 277,77 мм. Следовательно, ошибка равна 0,28 мм, т. е. гораздо меньше точности самого измерения,, равной при такой хорде 1 мм. Для больших радиусов кривой эта разность еще более уменьшается.

Ошибку такого же порядка дает применение приближенной формулы (2.14). Для R180м и I = 20 м стрела согласно точной формуле

                                                    2.15

равна 277,99 мм. Анализируя эти ошибки, можно убедиться, что предлагаемые упрощения расчетов и измерений не сказываются отрицательно на конечных результатах.

Рекомендуется подбирать длину хорды / в соответствии с радиусом кривой R, чтобы относительная точность измерения была по­стоянной:

R, м               <650            650—2650                  >2650

l, м         '          10                    20                             30

3.5.2. Измерение горизонтальных неровностей

Классификация методов измерения показана на рис. 2.17. В диагно­стике верхнего строения пути применяются относительные измерения стрел или углов набегания скользунов путеизмерительного вагона.

Рис 2.17 Классификация методов измерения горизонтальных неровностей

Величину стрел в отдельных точках наиболее часто измеряют в ручную, а также стреломерами, состоящими из двух держателей, накладываемых на голов­ку рельса, и линейки. На линейке и держателях имеются уровни, об­легчающие их установку в положение, при котором точки крепления нейлоновой нити или проволоки (0,3—0,5 мм) находятся на равном рас­стоянии от боковой поверхности рельса.

Ручные стреломеры позволяют легко, быстро и точно измерять стрелу изгиба кривой. При надлежащем натяжении проволоки и умеренном ветре точность измерения достигает 1 мм.

1-Зажим; 2-окуляр; 3-уровень; 4-визирная труба; 5-ось мишени; 6-горизонтальная рейка; 7-указатель мишени

Рис 2.18 Устройство оптического стреломера