Структурная схема заданной части САУ. Структурная схема двигателя постоянного тока с независимым возбуждением, страница 6

9.1 Реализация регулятора скорости в цифровой форме соответствует замене передаточной функции W(p) в аналоговой системе передаточной функцией W(z), с помощью применения стандартного z-преобразования: , где Т-период прерывания.

9.2 Применим метод прямоугольников, т.е.

,                                                (9.1)

Аналоговый прототип регулятора скорости, полученный методом ЛАЧХ имеет вид . Произведем замену соответственно выражению (9.1). Для начала представим аналоговый прототип в виде

,                                              (9.2)

Получим , и произведем замену (9.1):

, (9.3)

9.3 Теперь проделаем то же, но используя более точное билинейное преобразование:

,                                                 (9.4)

Получим:  

,     (9.5)

9.4 Предлагается для каждого варианта аппроксимации определить алгоритм работы регулятора для двух значений периода прерывания

1  Т=0,5 min (Ta, Tm);

2  Т=5 min (Ta, Tm).

Т.к. Тм>Ta, то расчет произведем Т = 0,5Ta = 0.026 с и Т = 5Ta = 0.255 с.

9.5 Определим алгоритм работы цифрового регулятора, разделив полином числителя и полином знаменателя на наивысшую степень (т.е. на z), получим:

, или из , получаем ,               (9.6)

Для билинейного преобразования выражение (9.6) приобретет вид:

,    (9.7)

10 АНАЛИЗ САУ С ЦИФРОВЫМ РЕГУЛЯТОРОМ

10.1 Для случая Т = 0,5Та = 0,0255 с, определим запасы устойчивости, для регулятора полученного стандартным z-преобразованием, пользуясь MATLAB 6.1 (Simulink).

Рисунок 10.1 ЛАЧХ и ЛФЧХ разомкнутой системы

Как видно из рисунков (10.1), процессы в САУ вышли в неустойчивость, следовательно, проводить дальнейшие исследования не имеет смысла, так как реакция на любой вид сигнала, на наброс нагрузки, на помеху даст расходящийся процесс. Это объясняется большим тактом квантования (0,0255 с), а в промышленных электроприводах для контура скорости период прерывания не может превышать (8 ¸ 10) Тm. Постоянная времени тиристорного преобразователя разрабатываемой системы была принята 0,002 с.

Увеличение периода прерывания приведет к еще большему снижению запасов устойчивости САУ, поэтому анализировать систему с периодом квантования 5Та, также нет смысла (полученные процессы будут расходящимися). Из вышесказанного следует, что для нормализации работы САУ необходимо уменьшить период прерывания до Т = 0,1Та = 0,0051 с.

10.2 Построим ЛАЧХ и ЛФЧХ для случая Т = 0,1Та = 0,0051 с, определим запасы устойчивости, для регулятора полученного стандартным z-преобразованием:

Рисунок 10.2 ЛАЧХ и ЛФЧХ разомкнутой системы

Как видно из рисунков (10.2), системы стала устойчивой и имеет следующие  запасы устойчивости: рад,  дБ, полученные запасы ниже требуемых ( рад,  дБ), но их можно считать удовлетворительными.

10.3 Смоделировав схему подадим на вход единичный ступенчатый сигнал

Рисунок 10.3 Временная диаграмма изменения скорости и тока

Сигнал был подан через апериодический фильтр, для уменьшения перерегулирования, с единичным коэффициентом передачи и постоянной времени Тф = 0,03 с. Фильтр позволил добиться практически нулевого перерегулирования (по графику w(t): ), при требуемом быстродействии (tр = 0,067 с).

Рисунок 10.4 Динамическая электромеханическая характеристика

10.4 Представим реакцию САУ на ступенчатое приложение нагрузки

Рисунок 10.5 Временная диаграмма изменения скорости и тока при работе двигателя на заданную нагрузку

Рисунок 10.6 Динамическая электромеханическая характеристика

10.5 По графикам w(t) и i(t) определим установившуюся ошибку, вызванную действием возмущения . Как говорилось выше система обладает астатизмом первого порядка по отношению к нагрузке, при набросе тока система отрабатывает без ошибки (Dw = 0), т.е. , что видно из графиков w(t) и w(i).

10.6 Представим результаты работы САУ при подаче на вход помехи

помеха

 

Рисунок 10.7 Вид заданной помехи

Рисунок 10.8 Временная диаграмма изменения скорости и тока при действии помехи

Рисунок 10.9 Динамическая электромеханическая характеристика