Классификация методов обучения, которая отражает усложнение познавательной деятельности детей, нарастание их самостоятельности и активности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Классификация методов обучения,

которая отражает усложнение познавательной деятельности детей, нарастание их самостоятельности и активности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер)

Термин «метод» происходит от греч. methodos, что означает «путь, способ движения к цели».

Метод обучения – это способ взаимосвязанной, упорядоченной деятельности обучающих и обучаемых, направленный на реализацию задач обучения.

Таблица 1.

Наименование метода обучения и его краткая характеристика

Особенности деятельности педагога в процессе обучения

Особенности деятельности ребенка в процессе обучения

Информационно-рецептивный метод – экономный путь передачи информации.

Предъявление информации, организация действий ребенка с объектом изучения.

Восприятие знаний, осознание, запоминание.

Примеры применения:

Распознающее наблюдение (формирование представлений о свойствах, качествах предметов и явлений: величина, структура, форма, цвет и т.д.).

Рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение.

Репродуктивный метод – основан на многократном повторении ребенком информации или способа деятельности с целью формирования навыков и умений, закрепления и представлений.

Предъявление заданий на воспроизведение заданий и способов деятельности, руководство их выполнением.

Актуализация знаний, воспроизведение знаний и способов действий по образцам, запоминание.

Примеры применения:

Упражнения на основе образца воспитателя, катехизисная беседа (с использованием вопросов на воспроизведение материала), составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель, пересказ.

Проблемный метод (метод проблемного изложения) – педагог ставит проблему и показывает путь ее решения

Постановка проблемы и раскрытие пути ее решения в процессе организации опытов, наблюдений в природе и др.

Восприятие информации,  осознание знаний и проблемы, мысленное прогнозирование способов решения, запоминание.

Примеры применения:

Рассказ воспитателя о способе решения проблемы, воссоздающее наблюдение (идет применение знаний на основе воображения), наблюдение за изменением и преобразованием объектов, рассматривание картин и разрешение изображенной коллизии, дидактические игры: лото, домино и др.

Эвристический метод  (частично-поисковый)- проблемная задача делится на части-проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение знаний в новых условиях)

Постановка проблем, предъявление заданий для выполнения отдельных этапов решения проблемы, планирование шагов решения, руководство деятельностью детей.

Восприятие и осмысление задания, актуализация заданий, самостоятельное решение части задачи, запоминание.

Примеры применения:

упражнения конструктивного характера (перенос освоенного способа действия на новое содержание), дидактические игры, в которых информация является продуктом деятельности, моделирование, эвристическая беседа.

Исследовательский метод направлен на развитие творческой деятельности, на освоение способов решения проблем.

Составление и решение проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования.

Восприятие проблемы, составление плана ее решения (совместно с воспитателем), поиск способов деятельности,   самоконтроль.

Примеры применения:

Творческие упражнения, элементарный опыт, экспериментирование.

Методы обучения отличаются друг от друга характером познавательной деятельности, особенностями ее организации воспитателем.

Формы организации обучения дошкольников

Форма обучения – способ организации деятельности обучаемых, определяющий количество и характер связей участников процесса обучения.

Формы обучения бывают:

- индивидуальные – педагог обучает одного ребенка (коррекционная работа);

- групповые – педагог одновременно обучает группу детей, внутри которой каждый выполняет учебное задание самостоятельно. Группа может включать весь коллектив дошкольников, а может быть разделена на части. Возможно смешанная форма обучения – сначала все вместе, а затем

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
30 Kb
Скачали:
0