Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.

Музыкальное воспитание – одно из направлений художественного развития, формирования художественной культуры детей, обеспечивающее удовлетворение познавательных потребностей ребенка, расширение общего и музыкального кругозора, знакомство с музыкой как искусством, развитие музыкально – практических навыков в восприятии, пении, движении, игре на музыкальных инструментах. Музыкотерапия – один из видов арттерапии (терапии искусством), направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с проблемами, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на катарсис, регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно – коммуникативной сферы ребенка. Основная цель музыкотерапии применительно к ребенку с проблемами в развитии состоит в гармонизации личности через развитие способности самопознания, самовыражения, и связано это с продуктивным характером искусства в частности.

Профилактический, лечебный и коррекционный эффект музыкотерапии заключается в возможности невербального реконструирование психотравмирующей для ребенка ситуации, моделирование его положительного эмоционального состояния, настроения, «поднятия» над своими переживаниями, страхами, трудностями общения, помощи в преодолении этих проблем. Использование музыкотерапии в работе с дошкольниками с проблемами определяется предварительным обследованием: дефектолог психолога врач - психиатр невропатолог психотерапевт Результаты диагностики показывают необходимость и рациональность применения музыкотерапии и других видов арттерапевтических методик в работе с тем или иным ребенком.

Музыкотерапия всегда предполагает катарсис, который осуществляется а процессе музыкального восприятия, представляющего сложнейшую работу музыку.

Катарсис – «очищение», которое может испытывать человек как на уровне психофизических функций, так и на психодуховном уровне человеческого организма. В духовно – эмоциональном смысле очищение обеспечивается воздействием искусства, где выделяются эмоциональный, эстетический, этический аспекты катарсиса

Коррекционное воздействие музыкотерапии реализуется в нескольких направлениях:

  • Коррекции психосоматических нарушений( функций сердечно – сосудистой деятельности, психомоторики, вегетативной системы, дыхания и т. д);
  • Коррекция отклонений в психоэмоциональной сфере;
  • Помощи в преодолении сложностей в социально – адаптивных проявлениях (коммуникативно – рефлексивных процессах);
  • Активизации творческих процессов, повышения художественно – эстетических потребностей ребенка ка пути самореализазии.

По организации и способу воздействия музыкотерапия подразделяется на рецептивную, активную и интегративную. 1.Рецептивная музыкотерапия

«Музыкальные картинки» - в таком сеансе восприятие музыки осуществляется ребенком совместно с психологом, который в процессе слушания помогает дошкольнику мысленно шагнуть из реальной жизни в мир музыкальных образов, сосредоточиться на «музыкальной картинке» и в течение 10-15 мин побывать в мире музыкальных звуков, мелодий, обобщений с которыми оказывает благотворное влияние на ребенка. Положительный эффект в таких сеансах также дают музыкальные миниатюры в аудиозаписи из серии «Звуки живой природы», «Морской прибой», «Рассвет в лес».

«Живая музыка» - такая модель рецептивной музыкотерапии предлагает свободное владение психолога музыкальным инструментом. Психолог помогает ребенку как бы войти в образ исполнителя и представить, что он сам играет на инструменте (скрипке, фортепиано) или дирижирует оркестром. Положительный эффект дают минирелаксации под музыку в режиме дня в конце активных занятий. Они направлены на оптимизацию мышечного тонуса ребенка, что является очень важным моментом в коррекционной работе.

В мини – релаксациях, проводимых в режиме дня, важно дать ребенку почувствовать свое тело, его собственный тонус, показать возможности им управлять, научить расслабляться при напряжении. В этом процессе детям помогает музыка, ее образное начало, средства выразительности (динамика, метроритм, темп). Мини-релаксации могут проводиться в конце занятий или в начале. Музыкальное сопровождение для мини-релаксаций используется в аудиозаписи, произведения подбираются в соответствии и с образом, и с задачей релаксации. Другим вариантом релаксации под музыку (в аудиозаписи) может быть мини – сценарий, условно обозначенный как «музыкальный сон». Такая релаксация может проводиться лежа (на ковре, кровати, кушетке) после активной деятельности детей, прогулки. Продолжительность музыкального сна 5-7 мин. Его тематика может быть различна: «На лесной лужайке», «Малыш на берегу моря». После одно - двухминутного дыхания в индивидуальном для ребенка темпе детям предлагается один из вариантов рассказа на фоне звучащей музыки в аудиозаписи – «Доктор сон», «Волшебство леса». После релаксации сеанс завершается разными движениями (подтягиванием с открытыми глазами, хлопками в ладоши, глубоким вдохом и выдохом и т. п.

2.Активная музыкотерапия

  • Занятия вокаллотерапией проводится как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме. Они направлены не на овладение вокально – хоровые навыками

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
94 Kb
Скачали:
0