Классификация методов обучения,
которая отражает усложнение познавательной деятельности детей, нарастание их самостоятельности и активности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер)
Термин «метод» происходит от греч. methodos, что означает «путь, способ движения к цели».
Метод обучения – это способ взаимосвязанной, упорядоченной деятельности обучающих и обучаемых, направленный на реализацию задач обучения.
Таблица 1.
Наименование метода обучения и его краткая характеристика |
Особенности деятельности педагога в процессе обучения |
Особенности деятельности ребенка в процессе обучения |
|
Информационно-рецептивный метод – экономный путь передачи информации. |
Предъявление информации, организация действий ребенка с объектом изучения. |
Восприятие знаний, осознание, запоминание. |
|
Примеры применения: Распознающее наблюдение (формирование представлений о свойствах, качествах предметов и явлений: величина, структура, форма, цвет и т.д.). Рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение. |
|||
Репродуктивный метод – основан на многократном повторении ребенком информации или способа деятельности с целью формирования навыков и умений, закрепления и представлений. |
Предъявление заданий на воспроизведение заданий и способов деятельности, руководство их выполнением. |
Актуализация знаний, воспроизведение знаний и способов действий по образцам, запоминание. |
|
Примеры применения: Упражнения на основе образца воспитателя, катехизисная беседа (с использованием вопросов на воспроизведение материала), составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель, пересказ. |
|||
Проблемный метод (метод проблемного изложения) – педагог ставит проблему и показывает путь ее решения |
Постановка проблемы и раскрытие пути ее решения в процессе организации опытов, наблюдений в природе и др. |
Восприятие информации, осознание знаний и проблемы, мысленное прогнозирование способов решения, запоминание. |
|
Примеры применения: Рассказ воспитателя о способе решения проблемы, воссоздающее наблюдение (идет применение знаний на основе воображения), наблюдение за изменением и преобразованием объектов, рассматривание картин и разрешение изображенной коллизии, дидактические игры: лото, домино и др. |
|||
Эвристический метод (частично-поисковый)- проблемная задача делится на части-проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение знаний в новых условиях) |
Постановка проблем, предъявление заданий для выполнения отдельных этапов решения проблемы, планирование шагов решения, руководство деятельностью детей. |
Восприятие и осмысление задания, актуализация заданий, самостоятельное решение части задачи, запоминание. |
|
Примеры применения: упражнения конструктивного характера (перенос освоенного способа действия на новое содержание), дидактические игры, в которых информация является продуктом деятельности, моделирование, эвристическая беседа. |
|||
Исследовательский метод направлен на развитие творческой деятельности, на освоение способов решения проблем. |
Составление и решение проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования. |
Восприятие проблемы, составление плана ее решения (совместно с воспитателем), поиск способов деятельности, самоконтроль. |
|
Примеры применения: Творческие упражнения, элементарный опыт, экспериментирование. |
|||
Методы обучения отличаются друг от друга характером познавательной деятельности, особенностями ее организации воспитателем.
Формы организации обучения дошкольников
Форма обучения – способ организации деятельности обучаемых, определяющий количество и характер связей участников процесса обучения.
Формы обучения бывают:
- индивидуальные – педагог обучает одного ребенка (коррекционная работа);
- групповые – педагог одновременно обучает группу детей, внутри которой каждый выполняет учебное задание самостоятельно. Группа может включать весь коллектив дошкольников, а может быть разделена на части. Возможно смешанная форма обучения – сначала все вместе, а затем
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.