ОБЩИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Метод обучения грамоте, реализованный в данном учебном комплекте, определяется как смысловой синте-тико-аналитический. Смысловым метод является в силу того, что обучение детей в рамках данной системы преимущественно идет от наполненной смыслом речи к абстрактным лингвистическим единицам, а не наоборот. В этом случае в основе обучения лежит звучащая речь, состоящая из мыслей-предложений, которые, в свою очередь, созданы из лексически и грамматически значимых слов. Слово, находящееся в речевом потоке, легко осознается и со стороны содержания, и со стороны формы (фонетической, графической, грамматической). Именно от лексического значения слова к его фонетическому, графическому и грамматическому выражению (от конкретного к абстрактному) — такой путь лежит в основе данной системы обучения. В связи с высказанной позицией акцент перемещается с анализа на синтез, на целостность, что, однако, не означает отказа от аналитической деятельности на уроках обучения грамоте. Речь по своей природе синтетична, она служит связи, а не разъединению. Анализ должен поддерживать и дополнять, а не подавлять речевой синтез, тем более на начальной ступени обучения. Логика обучения грамоте по данной программе такова: от синтеза (дошкольный речевой опыт) — к умеренному анализу (в целях более пристального рассмотрения лингвистических единиц) и от него снова к синтезу на новом, более высоком уровне (к осмысленному владению речью на основе полученных лингвистических знаний). Таким образом, и исходным, и конечным звеньями обучения грамоте является речь.
Одной из важнейших проблем обучения грамоте (элементарному чтению и письму) является перевод устной речи в письменную и обратно, т. е. проблема координации звуков и букв. Оттого, что звук первичен по отношению к букве, обучение грамоте строится именно в такой последовательности: от звука к букве, а не наоборот. Звуковой анализ в этой цепочке предшествует графическому и орфографическому оформлению слова при письме и является исходным. Поэтому в название метода обучения грамоте, заявленное данной программой, следует добавить сочетание слов «звукобуквен-ный». Не случайно к традиционному «звуковой» (метод) добавлено слово «буквенный». Говоря о формировании умений письменной речи, мы не вправе нивелировать знаковую природу письма и чтения. Обучать письменным формам речи на основе лишь звукового метода, игнорируя буквы как самостоятельный языковой материал, не представляется возможным. Ведь именно механизм раскодирования буквенной модели слова, перевод ее в смысловую единицу, имеющую определенное звуковое выражение, лежит в основе процесса чтения. При этом важное место в обучении грамоте занимает выявление неоднозначности между звуковой и буквенной формами речи. Данная методическая позиция состоит в сознательной опоре на устную речь, в том числе и при освоении форм письменной речи. Однако в силу более слабого освоения первоклассниками письменной речи в период обучения грамоте именно ей уделяется большее внимание. То есть, опираясь на имеющийся багаж умений устной речи (аудирование, говорение), мы планомерно формируем письменную речь — чтение и письмо.
Одной из особенностей данной системы обучения грамоте является тот факт, что основной единицей чтения становится слово, вспомогательной единицей — слог. С учетом позиционного принципа чтения (влияния следующего, особенно гласного, звука на произнесение предыдущего) буква, обозначающая мягкость или твердость чтения предшествующего согласного, на первых порах выделяется в учебнике более жирным шрифтом.
Это делается в течение времени, необходимого для того, чтобы дети привыкли при чтении открытого слога ориентироваться на гласные, и до тех пор, пока у большинства первоклассников не сформируется достаточное поле чтения, позволяющее им легко следовать позиционному принципу чтения. Для расширения поля чтения и обучения чтению слогов со стечением согласных в «Азбуке» предлагаются два варианта упражнений с использованием приема наращивания — «пирамидки» и «ленточки» слов. Обучение слитному чтению слов проводится путем специальных упражнений, в том числе таких, которые базируются на известном в педагогике методе целых слов. Вариант последнего, применяемый в рамках данной системы обучения грамоте, точнее называть способом обучения чтению целыми словами, так как он не довлеет над другими способами и приемами обучения грамоте, а органично вписывается в смысловой синтети-ко-аналитический метод. Разумное использование названного способа обучения обеспечивает более быстрое продвижение детей в овладении навыком чтения благодаря опоре на их образное мышление и способность к блоковому запоминанию. Читая слово, в котором имеется одна неизученная буква, но значение которого, как правило, подсказано картинкой, ребенок по догадке, исходя из общего смысла, восстанавливает эту букву и на интуитивной основе «схватывает» механизм образования слов из звукобуквенных комплексов. Благодаря этому значительно увеличивается диапазон чтения и реализуется идея самообучения. Способ обучения чтению целыми словами не противоречит звуковому принципу обучения грамоте, а лишь дополняет его, расширяя возможности формирования механизма осмысленного чтения. Приемами, базирующимися на способе обучения чтению целыми словами, являются чтение детьми слов, предложений или небольших текстов уже знакомого им содержания и совместное чтение учащихся с разным качеством навыка чтения. Важно то, что при обучении чтению целыми словами ребенок учится воспринимать слово не как структурное образование, а как цельный зрительный образ, семантически значимый и имеющий звуковую форму. Это способствует более быстрому, чем обычно, переходу со слогового способа чтения к чтению целыми словами. Последнее особенно важно в связи с тем, что задержка детей на слоговом чтении препятствует осмыслению ими читаемого, установлению естественной связи написанного и озвученного слова с его значением.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.