Как учить детей читать. Система письма и чтение. Звук и буква. Фонемы и их последовательность

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Д.   Б.   Эльконин, член-корреспондент АПН СССР

КАК   УЧИТЬ ДЕТЕЙ   ЧИТАТЬ

ОТ АВТОРА

С вопросами первоначального обучения чтению мне пришлось непосредственно столкнуться в конце тридцатых годов. Будучи уже относительно зрелым психологом, учеником Л. С. Выготского, я на протяжении нескольких лет был учителем начальных классов и пользовался консультациями замечательных ленинградских педагогов Марии Ефимовны и Анастасии Ефимовны Андриановых, а также тонкого знатока обучения маленьких детей, каким являлась Юлия Ивановна Фаусек. Тогда я на практике убедился в трудностях первоначального обучения чтению и глубоких противоречиях между методикой и научными данными языкознания и психологии. Тогда же возник ряд идей, которые смогли быть экспериментально проверены только много лет спустя.

С 1954 года началась экспериментальная работа, сопровождавшаяся теоретическим анализом истории проблемы. На психологическом отделении Московского государственного университета 'студентами-дипломантами А. К. Ниронен, А. Е. Ольшанниковой, Н. А. Хохловой и другими были выполнены первые экспериментальные исследования. Затем, в 1958—1959 годах, совместно с учительницей Мариной Александровной Поливановой в школе № 91 был проведен первый полный курс обучения чтению по новой системе. В 1961 году опубликован экспериментальный букварь и проведена его первоначальная проверка в школах Москвы и Калининской области. Полученные результаты оказались обнадеживающими. Появилось большое число энтузиастов нового метода обучения чтению: учителя школы №  И   Тулы, учителя школы N2  17 Харькова. На основе дальнейших исследований был создан дополненный и исправленный вариант букваря (1969—1971 гг.).

Работа над методом углубляется и расширяется. Л.'Е. Журова дорабатывает метод применительно к обучению детей дошкольного возраста; А. У. Вартанян с успехом применяет новые принципы к армянскому языку и создает букварь; М. Е. Охлопкова проводит большую работу по применению нового метода к якутскому языку и создает букварь, принятый в качестве стабильного; Л. Киви в Научно-исследовательском институте педагогики Эстонской ССР проводит экспериментальное исследование применимости новых принципов к эстонскому языку. Много творческой инициативы и изобретательности проявили коллеги из Польской Народной Республики, в Люблинском университете усилиями М. Цацковской и Е. Меттера на основе новых принципов создан оригинальный польский букварь. Работают над экспериментальным букварем Р. Шарова и Г. Недев в Институте образования им. Самодумова в Народной Республике Болгарии. Оригинальное дидактическое пособие для обучения чтению по новым принципам создано в Германской Демократической Республике. Под руководством Ш. А. Амо-нашвили с успехом проводятся исследования применительно к обучению чтению на грузинском языке. Серьезную работу ведут научные сотрудники Л. Ю. Невуева и А. А. Зубченко в школе села Нудоль. Группа энтузиастов-педагогов трудится над применением нового метода в Ижевске Удмуртской АССР.

Каждый из участников внес свою лепту в разработку новых принципов и методической системы первоначального обучения чтению. Всем им я приношу искреннюю благодарность.

Задача этой книжки — подвести главным образом теоретические итоги проделанной работы, сформулировать основные принципы, на которых построена новая система обучения чтению.

СИСТЕМА ПИСЬМА И ЧТЕНИЕ

Обучение чтению органически связано с системой письма. На   самых   начальных   этапах   своего   развития   письмо     носило изобразительный   характер;   изобразительный   символ   прямо   соотносился с содержанием сообщения. Применявшиеся при этом изображения были неустойчивы, непостоянны и обычно создавались для каждого отдельного случая. Такое письмо не требовало специального обучения грамоте'.

На следующем этапе своего развития язык становится предметом анализа со стороны составляющих его отдельных единиц, носителей отдельных значений. На этой основе появляется логогра-фическое письмо, в котором отдельный символ несет значение отдельного слова. Трудности изображения отвлеченных понятий приводят к переходу от символического к собственно знаковому письму. Знак, в отличие от символа, своим графическим обликом не напоминает обозначаемого предмета или понятия. Возникает особая форма логографического письма — иероглифическая. В этой системе столько иероглифов, сколько слов-значений в языке

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
278 Kb
Скачали:
0