Методика обучения пересказу в разных возрастных группах. Индивидуальны и подгрупповые занятия

Страницы работы

Содержание работы

Тема : Методика обучения пересказу в разных возрастных группах.

МЛАДШАЯ ГРУППА

Форма – индивидуальны и подгрупповые занятия

Умения:

  • Слушать и правильно воспринимать произведения
  • Следить за развитием действия
  • Отвечать на вопросы, поставленные к тексту
  • Повторять фразы совместно со взрослым
  • Пересказывать, используя настольный театр

П: Посадил дед ЧТО? – репку. (сначала отвечает воспитатель – дети)

(дети 4 лет хорошо пересказывают знакомые сказки и рассказы, построенные на повторе)

Вопросы: - подсказывающие,

- требующие целого ответа (что сказал заяц колобку?)

От пересказа отдельных фрагментов – переходим к пересказу текста.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Форма – подгрупповые и групповые занятия

Подготовительная работа воспитателя:

  1. в выборе произведения (учитываются речевые умения и навыки, воспитательные задачи, объем произведения, время проведения
  2. анализ произведения и работа над выразительностью
  3. в выборе в тексте слов, непонятных детьми и приемов их объяснения.
  4. в построении вопросов, которые должны помочь понять текст, а не запомнит его.

(Сутеев, КДУ)

Подготовительная работа с детьми предполагает:

  1. обогащение детского опыта путем наблюдения, рассматривания картин, бесед
  2. объяснение незнакомых слов до чтения произведения
  3. рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом

Структура занятия: (для пересказа коротких и знакомых текстов)

Вводная часть.

Цель: вызвать интерес к занятию

Приемы: краткая вступительная беседа, показ иллюстраций, напоминание о наблюдаемых событиях, загадка.

1.Первичное чтение.

Сообщают название произведения, автора.

Новый текст читается без предупреждения о последующем пересказе.

2. Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ произведения.

3. Повторное чтение с установкой на пересказ.

4. Пересказ детьми.

5. Заключительная часть занятия. (драматизация)

Умения:  пересказ коротких сказок и рассказов

Выразительно передавать диалог героев

Слушать и замечать несоответствие в пересказе детей несоответствие тексту.

СТАРШАЯ ГРУППА

Требования к пересказам:

  1. Пересказ прочитанного ранее текста
  2. Более точно соотносить пересказ с текстом
  3. Обнаруживать пропуски в пересказе детей
  4. Оценивать пересказ детей (плавность, самостоятельность, выразительность, полнота, последовательность)
  5. Рассказывать по плану.

В качестве плана может быть:

    • Модель
    • Иллюстрации к сюжетам
    • Выделение частей и обозначение их героями или предметами

Пересказываются знакомые сказки, рассказы предложенные воспитателем, рассказы, известные не всем детям.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Усложнение

·  за счет литературного материала: повествовательные и описательные тексты

·  выборочный пересказ

·  пересказ от 1-го лица (или разных героев

·  придумывание продолжения к прочитанным текстам

·  сочинение сказки по аналогии.

Задание.

Литература: Конспекты занятий (Гербовой, Ушаковой).

  1. Проанализировать занятия по обучению детей пересказу и выделить приемы в каждой возрастной группе. (основные и вспомогательные )
  2. В старшей группе проследить: за счет чего изменяется структура занятия.
  1.  

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
36 Kb
Скачали:
0