Общие основы методики обучения грамоте. Смысловой синтетико-аналитический метод. Обучение чтению целыми словами, страница 3

Цикл обучения грамоте по данной программе не делится на дополнительные периоды. Добуквенный этап не представляется нужным, так как адаптация первоклассника, речевая и звуковая работа, подготовка к обучению письму проводятся не в отрыве от изучения букв, а попутно и в связи с ним на протяжении всего срока обучения по «Азбуке». Нет необходимости и в послебук-варном периоде, так как, во-первых, его функции выполняют учебники для 1 класса по чтению («Для сердца и ума») и по русскому языку, продолжающие работу, начатую в период обучения грамоте; во-вторых, согласно данной программе, активная литературная работа охватывает весь период обучения грамоте, включая в читательский опыт детей не только функциональные букварные тексты, но и по-настоящему художественные произведения из «Азбуки», пособия для чтения «Книжечка» и детских книг. Объединение в едином речевом поле и одном временном периоде фонетической работы (традиционно она преобладала на подготовительном этапе), формирования навыка чтения (обычно это являлось ведущей задачей основного периода) и начального литературного развития (обычно осуществляемого после основного периода) делает обучение грамоте более органичным, разнообразным и продуктивным.

Комплект по обучению грамоте включает программу по обучению грамоте, «Азбуку», «Прописи» (тетради на печатной основе для обучения детей письму), учебное пособие «Книжечка» для организации работы с детской литературой, данное методическое пособие для учителя с  рекомендациями  по  проведению  уроков  чтения и письма.

«Азбука» обеспечивает основное содержание обучения чтению (навык чтения, работа с текстом) и содержит учебные материалы для освоения языковых явлений в определенной системе (см. раздел программы «Содержание обучения»). В целях осуществления дифференцированного подхода к обучению чтению в «Азбуку» включены литературные материалы не только для тех, кто только учится читать, но и для читающих на всем диапазоне букв, что позволит не сдерживать развития читательских умений детей, имеющих навык чтения более высокого уровня. Кроме того, из основных методических материалов «Азбуки» можно назвать следующие:

• звуковые схемы слов;

• классификационную ленту букв («домик букв»);

• слоговые таблицы;

•упражнения, формирующие навык чтения;

• предметные и сюжетные иллюстрации, а также серии картинок для развития речи учащихся.

К ведущим учебным материалам тетрадей по письму относятся:

• звуковые схемы слов;

• образец написания букв с обозначением начала письма и направления движения руки (статический образец);

•образец последовательности начертания букв (динамический образец);

• осветленные и пунктирные шаблоны букв для их обведения;

• показ способов соединения букв в статике и графической динамике;

• образцы написания слов и предложений;

• «рассыпанные» предложения и тексты;

• грамматические и орфографические задания;

• занимательные материалы;

• иллюстрации для проведения звукового анализа, составления предложений и небольших текстов, а также для штриховки, обведения контуров и раскрашивания.

В конце некоторых тетрадей имеется по нескольку свободных страниц. Учитель может использовать их по своему усмотрению как для индивидуальной и коллективной работы над ошибками, так и в целях обеспечения дифференцированного подхода, предлагая более подготовленным учащимся выполнять дополнительные задания на списывание из «Азбуки» или из других источников.

Пособие «Книжечка» включает не только тексты художественных произведений, но также изображения элементов книг, подлежащих изучению. Учебный материал «Книжечки» сопровождается методическим аппаратом, позволяющим сформировать необходимые на данном этапе обучения умения работы с текстами и книгами. Работа с «Книжечкой» призвана прежде всего пробуждать желание читать доступные детские книги, расширять читательский кругозор первоклассников, формировать их литературный вкус, учить детей ориентироваться в книге. Теоретической базой обучения работе с книгами является теория формирования типа правильной читательской деятельности профессора Н. Н. Свет-ловской.

Таким образом, обучение грамоте по данной системе осуществляется посредством координированного использования «Азбуки», прописей и книги для чтения в период обучения грамоте. Описание возможного варианта такой работы представлено в поурочных рекомендациях.

Количество и время проведения физминуток определяет учитель, исходя из конкретной ситуации на уроке. В среднем в течение урока (35 минут) проводится от одной до трех физминуток.