Общие основы методики обучения грамоте. Смысловой синтетико-аналитический метод. Обучение чтению целыми словами, страница 2

Смысловой синтетико-аналитический метод реализуется нами и при обучении детей письму. Исходной точкой здесь также является не анализ звуков или фонем, а восприятие детьми наполненной смыслом речи (как синтеза языковых единиц), из которой выделяются мысли-предложения и слова, наполненные значением. Затем следует цепочка аналитических и синтетических операций, основное содержание которых заключается в следующем: слогозвуковой анализ слов; перевод звуковой формы в письменную по законам графики, каллиграфии, орфографии и пунктуации; соотнесение зафиксированных звукобуквенных комплексов с заключенным в них смыслом. Надо заметить, что не только конечное, но каждое звено письменной речи в определенной степени выполняется с учетом и с позиции общего смысла, выявляемого детьми при восприятии устной речи.

Остановимся на том, как применяется синтетико-аналитический метод при изучении буквы. Сначала ребенок воспринимает целостный облик буквы, затем устанавливается сходство ее печатного и письменного вариантов, после чего осуществляется анализ: выявляются отличия печатного и письменного вариантов буквы, структура письменной буквы. Обучение написанию букв базируется не на поэлементном (аналитическом), а на целостном (синтетическом) подходе: алгоритм написания буквы представлен в тетрадях-прописях на печатной основе в виде последовательной фиксации этапов ее создания.

Психофизиологический механизм письма в отличие от чтения включает не только слухо-артикуляционный и зрительно-двигательный компоненты, но и рукодвига-тельное действие. Лишь взаимосвязь названных компонентов обеспечивает полноценное освоение письма как вида речевой деятельности.

Технология обучения письму состоит из системы присущих данному виду деятельности способов и приемов работы.

В формировании письма как сложного речерукодви-гательного действия одним из основных является синте-тико-аналитический копировальный способ обучения. Он реализуется в цепочке следующих действий: запоминание образов букв и их соединений; письмо в воздухе, обведение крупных и мелких образцов букв в тетради (макро- и микрокопирование); алгоритмизированное конструирование букв из элементов; попытка самостоятельного воспроизведения начертания по образцу с последующим анализом и коррективами; написание буквы с учетом результатов анализа. Принципиальный методический подход к обучению первоначальному письму заключается в замене словесного описания последовательности начертания письменных букв на зрительный алгоритм их синтеза (например: / — п, пь). Это вызвано стремлением соответствовать конкретно-образному мышлению детей, которым, как известно, лучше один раз увидеть, чем много раз услышать. Тому же способствует и такой вид изучения зрительного образа буквы, как конструирование, которое базируется не только на наглядно-образном способе мышления, но и на конкретно-действенном, что весьма продуктивно при работе с детьми этого возраста. Добавим, что из методики обучения письму по данной программе исключено традиционное ритмическое письмо под счет (тактирование), при котором дети с разными возможностями должны подстраиваться под навязываемый им темп и ритм. В предлагаемой системе обучения письму реализуется упрощенный шрифт. Что касается вопроса о соединениях букв, то основное правило таково: закончив писать очередную букву, нужно вести соединительную линию к началу написания следующей буквы. Порядок изучения письменных букв соответствует последовательности усвоения звуков и букв по «Азбуке».

В данной системе обучения грамоте вследствие единой природы чтения и письма оба этих вида письменной речи изучаются совместно и активно взаимодействуют благодаря:

•введению в «Азбуку» специальных заданий и упражнений, например печатания изучаемой буквы с целью ее лучшего запоминания, а также слогов и слов с новой буквой;

• соблюдению принципа синхронизации учебного материала по чтению и письму;

•планированию уроков типа «чтение-письмо» и «письмо-чтение», на которых работа над обеими сторонами письменной речи чередуется для достижения их максимального единства.

Названные подходы способствуют обеспечению целостности процесса обучения грамоте.