Смысловой синтетико-аналитический метод реализуется нами и при обучении детей письму. Исходной точкой здесь также является не анализ звуков или фонем, а восприятие детьми наполненной смыслом речи (как синтеза языковых единиц), из которой выделяются мысли-предложения и слова, наполненные значением. Затем следует цепочка аналитических и синтетических операций, основное содержание которых заключается в следующем: слогозвуковой анализ слов; перевод звуковой формы в письменную по законам графики, каллиграфии, орфографии и пунктуации; соотнесение зафиксированных звукобуквенных комплексов с заключенным в них смыслом. Надо заметить, что не только конечное, но каждое звено письменной речи в определенной степени выполняется с учетом и с позиции общего смысла, выявляемого детьми при восприятии устной речи.
Остановимся на том, как применяется синтетико-аналитический метод при изучении буквы. Сначала ребенок воспринимает целостный облик буквы, затем устанавливается сходство ее печатного и письменного вариантов, после чего осуществляется анализ: выявляются отличия печатного и письменного вариантов буквы, структура письменной буквы. Обучение написанию букв базируется не на поэлементном (аналитическом), а на целостном (синтетическом) подходе: алгоритм написания буквы представлен в тетрадях-прописях на печатной основе в виде последовательной фиксации этапов ее создания.
Психофизиологический механизм письма в отличие от чтения включает не только слухо-артикуляционный и зрительно-двигательный компоненты, но и рукодвига-тельное действие. Лишь взаимосвязь названных компонентов обеспечивает полноценное освоение письма как вида речевой деятельности.
Технология обучения письму состоит из системы присущих данному виду деятельности способов и приемов работы.
В формировании письма как сложного речерукодви-гательного действия одним из основных является синте-тико-аналитический копировальный способ обучения. Он реализуется в цепочке следующих действий: запоминание образов букв и их соединений; письмо в воздухе, обведение крупных и мелких образцов букв в тетради (макро- и микрокопирование); алгоритмизированное конструирование букв из элементов; попытка самостоятельного воспроизведения начертания по образцу с последующим анализом и коррективами; написание буквы с учетом результатов анализа. Принципиальный методический подход к обучению первоначальному письму заключается в замене словесного описания последовательности начертания письменных букв на зрительный алгоритм их синтеза (например: / — п, — пь). Это вызвано стремлением соответствовать конкретно-образному мышлению детей, которым, как известно, лучше один раз увидеть, чем много раз услышать. Тому же способствует и такой вид изучения зрительного образа буквы, как конструирование, которое базируется не только на наглядно-образном способе мышления, но и на конкретно-действенном, что весьма продуктивно при работе с детьми этого возраста. Добавим, что из методики обучения письму по данной программе исключено традиционное ритмическое письмо под счет (тактирование), при котором дети с разными возможностями должны подстраиваться под навязываемый им темп и ритм. В предлагаемой системе обучения письму реализуется упрощенный шрифт. Что касается вопроса о соединениях букв, то основное правило таково: закончив писать очередную букву, нужно вести соединительную линию к началу написания следующей буквы. Порядок изучения письменных букв соответствует последовательности усвоения звуков и букв по «Азбуке».
В данной системе обучения грамоте вследствие единой природы чтения и письма оба этих вида письменной речи изучаются совместно и активно взаимодействуют благодаря:
•введению в «Азбуку» специальных заданий и упражнений, например печатания изучаемой буквы с целью ее лучшего запоминания, а также слогов и слов с новой буквой;
• соблюдению принципа синхронизации учебного материала по чтению и письму;
•планированию уроков типа «чтение-письмо» и «письмо-чтение», на которых работа над обеими сторонами письменной речи чередуется для достижения их максимального единства.
Названные подходы способствуют обеспечению целостности процесса обучения грамоте.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.