Лекция №2. Маркетинговая деятельность промышленных предприятий
1. Сущность маркетинговой деятельности промышленного предприятия
2. Классификация функций маркетинга промышленного предприятия
3. Организационная структура маркетинговых служб промышленного предприятия
1. Сущность маркетинговой деятельности промышленного предприятия
С начала возникновения рынка господствовал принцип «Производите как можно больше, ибо рынок безграничен».
Промышленное предприятие в своей деятельности исходило из увеличения объема выпуска продукции, повышения ее качества при одновременном снижении издержек производства. В условиях ограниченных производственных возможностей и при неограниченном спросе подобный принцип был оправдан и обеспечивал адекватную прибыльность на вложенный капитал. Это явилось мощным стимулом к развитию массового производства на основе достижений НТП. В свою очередь это привело к тому, что производственные возможности начали превосходить наличный спрос и рынок товаров стал характеризоваться большей насыщенностью, что в свою очередь усилило конкуренцию между производителями и обусловило изменение принципов ведения бизнеса в промышленности, т.е. способствовало переходу от ориентации на производство к ориентации на сбыт. В результате на первое место вышел потребитель со своими специфическими потребностями и желаниями.
Производственная деятельность предприятия - она связана непосредственно с изготовлением продукции и должна строится так, чтобы обеспечить рациональное использование наличных производственных ресурсов, снижение издержек производства и выпуск продукции, удовлетворяющей требованиям рынка. Это достигается соответствующей организацией производства, выбором технологии, оборудованием. оптимальным использованием производственных площадей.
Финансово-экономическая деятельность - экономическое обоснование выгодности развития производства товаров на кратко-, средне- и долгосрочные периоды времени, расчеты экономической эффективности видов выпускаемой продукции, рационального использования сырья, материалов между производственными подразделениями с целью обеспечения необходимой рентабельности.
Маркетинговая деятельность - обеспечивает гибкое приспособление производственной, финансово-экономической, торговой, сбытовой, кадровой деятельности предприятия к изменяющейся экономической ситуации и требованиям потребителей на рынке. Таким образом, маркетинговая деятельность предприятия - зло не только эффективное и непрерывное обеспечение производства материальными, трудовыми, финансовыми ресурсами, но и ориентация производства на выпуск продукции нужной рынку. По своему содержанию эта задача является довольно сложной, что объясняется рядом причин, прежде всего конкурентной борьбой. Решением этих проблем на промышленном предприятии занимается служба маркетинга.
2. Классификация функций маркетинга промышленного предприятия
Аналитическая функция на ПП:
1. Изучение рынка (емкость, сегментирование, правовое состояние).
2. Изучение потребителей (сегментация).
3. Изучение товарной структуры.
4. Изучение фирменной структуры рынка (Изучение фирм-контрагентов, изучение фирм-конкурентов, изучение фирм-посредников).
5. Анализ внутренней среды ПП
Производственная функция на ПП:
1. Организация производства новых товаров и разработка новых технологий
2. Организация материально-технического производства
3. Управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции:
3.1. Маркетинг - поиск и изучение рынка.
3.2. Проектирование и разработка требований к товару.
3.3. Материально-техническое обеспечение.
3.4. Подготовка и разработка производственных процессов.
3.5. Само производство.
3.6. Контроль проведения испытаний и обследований.
3.7. Упаковка и хранение.
3.8. Реализация и распределение готовой продукции.
3.9. Монтаж и эксплуатация.
3.10. Техническая помощь в обслуживании.
3.11. Утилизация после использования.
Воздействие предприятия на различные этапы петли качества выражается в трех основных направлениях хозяйственной практики:
1. Обеспечение качества.
2. Улучшение качества.
3. Управление качеством.
Сбытовая функция на ПП:
1. Организация системы товародвижения.
2. Организация сервиса.
3. Организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта.
4. Проведение товарной политики.
5. Проведение ценовой политики.
Функция управления и контроля:
1. Организация оперативного и стратегического планирования на предприятии.
2. Информационное обеспечение управлением маркетингом.
3. Организация системы коммуникаций.
4. Организация контроля маркетинга на предприятии.
3. Организационная структура маркетинговых служб промышленного предприятия
Маркетинговые службы представляют 2 уровня управления:
1. Центральные маркетинговые управления или отделы.
2. Оперативные отделы или сектора.
В общем аппарате управления промышленным предприятием центральные маркетинговые отделы выполняют координирующие, планирующие и контролирующие функции стратегического производственно-сбытового управления.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.