Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный медицинский университет»
Кафедра внутренних болезней № 1 с курсом гематологии
Обсуждено на заседании кафедры
Протокол № _________
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Для проведения занятия со студентами
5 курса лечебного факультета и факультета по подготовке специалистов
для зарубежных стран
по гематологии
Тема: Анемии. Классификация. Железо-дефицитная анемия. В12-
дефицитные анемии. Фолиеводефицитные анемии.
Время: 5 часов
ВВЕДЕНИЕ:
Анемией (малокровием) называют состояние, которое характеризуется уменьшением количества эритроцитов (ниже 3,6) и (или) снижением содержания гемоглобина в единице объема. При этом клиническая картина обычно будет следующей: слабость, головокружение, шум в ушах, потемнение перед глазами, появление «мушек» перед глазами, может быть отдышка и сердцебиение при незначительных физических нагрузках.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
ЗАДАЧИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:
СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
А) при выявлении жалоб обратить внимание на наличие таких жалоб как слабость, шум в ушах, головокружение, особенно при изменении положения тела, появление «мушек» перед глазами; наличие отдышки, сердцебиение при физической нагрузке
Б) при выяснении анамнеза жизни обратить внимание на геморроидальные кровотечения, язвенные кровотечения, кровотечение из вен пищевода, расстройства менструального цикла, наличие в анамнезе операции резекции части тощей кишки
В) при объективном осмотре обратить внимание на бледность кожи, ломкость ногтей, извращение вкуса, при исследовании сердца наличие сердцебиения, одышки, систолического шума на верхушке, болей в области сердца
Г) выявить систолический шум на верхушке
Д) дать характеристику пульса, определить сердечные тоны
Е) определить границы сердечной тупости и ширину сосудистого пучка
Ж) измерить АД
-при оценке анализа крови обратить внимание на количество эритроцитов, гемоглобина
-также оценить ЦП, содержания ретикулоцитов
-при оценке миелограммы обратить внимание на повышение содержание эритроцитов и нормобластов
-обратить внимание на уровень сывороточного железа
-оценить ЭКГ, РВГ, Р-грамму грудной клетки
-оценить данные других дополнительных методов исследования (назначенных для выяснения причины железодефицитной анемии).
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:
ОСНОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ (ПЛАН):
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Карточки тестового контроля, ситуационные задачи, учебные материалы с результатами лабораторных и инструментальных исследований, таблицы по теме.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗА УСВОЕНИЕМ ТЕМЫ
( КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ):
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И УИРС:
Задание № 1
А) соберите анамнез и определите состояние больного
Б) выделите ведущие симптомы и синдромы, дайте клиническую характеристику анемического синдрома
Г) предложите план обследования и лечения
Д) укажите, есть ли показания к госпитализации.
Задание № 2
Дайте интерпретацию лабораторных показателей больного с железодефицитной (В12-дефицитной) анемией, для этого проанализируйте:
А) жалобы, анамнез, объективные данные, выпишите лабораторные анализы с их объяснением
Б) цель проведения каждого исследования
В) сопоставьте лабораторные данные с клиническими проявлениями
Г) что бы Вы предложили для дальнейшего обследования.
Задание № 3
Составьте план обследования и лечения больного, для этого:
А) обоснуйте клинический диагноз и степень тяжести состояния при обращении
Б) составьте план лабораторного и инструментального обследования с его обоснованием
В) назовите лечение и обоснуйте его
Г) выпишите рецепты.
Задание № 4
А) проведите диф. диагностику железодефицитной и В12-дефицит. анемии
Б) обоснуйте ваш клинический диагноз.
Задание № 5
Определите прогноз заболевания, для этого:
А) осмотрите 1-2 больных железодефицитной и/или В-12-дефицитной анемией
Б) определите общее состояние и результаты лабораторно-инструментальных методов исследования (ан. крови, ЭКГ и др.)
В) определите прогноз заболевания для жизни и трудоспособности
Г) тактика лечения, профилактика,
Д) выпишите рецепты.
Задание № 6
Составьте текст беседы с больным, имеющим железодефицитную или В12-дефицитную анемию по режиму, питанию, профилактическому лечению, санаторно-курортному лечению.
Задание № 7
Проанализируйте 3-4 анализа крови больного с железодефицитной (или) В12-дефицитной анемией в динамике и оцените эффективность проводимого лечения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.