Анемии. Классификация. Железо-дефицитная анемия. В12-дефицитные анемии. Фолиеводефицитные анемии

Страницы работы

12 страниц (Word-файл)

Содержание работы

                           Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

Кафедра внутренних болезней № 1 с курсом гематологии

        Обсуждено на заседании кафедры

        Протокол №  _________

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Для проведения занятия со студентами

5 курса лечебного факультета и факультета по подготовке специалистов

 для зарубежных стран

по гематологии

             Тема: Анемии. Классификация. Железо-дефицитная анемия. В12-

                       дефицитные  анемии.   Фолиеводефицитные анемии.

Время: 5 часов

ВВЕДЕНИЕ:

Анемией  (малокровием)  называют  состояние, которое  характеризуется  уменьшением  количества эритроцитов (ниже 3,6) и (или) снижением  содержания  гемоглобина в единице объема.   При этом клиническая картина обычно будет следующей: слабость, головокружение, шум в ушах, потемнение перед глазами, появление «мушек» перед глазами, может быть отдышка и  сердцебиение при незначительных  физических  нагрузках.

ЦЕЛЬ  ЗАНЯТИЯ:

  1. Научить студентов диагностировать  железодефицитные и  В12- дефицитные анемии.
  2. Научить основным  принципам лечения.
  3. Научить составлению плана обследования больных с анемическим синдромом.
  4. Научить проведению профилактики данной группы больных.

ЗАДАЧИ  ПРАКТИЧЕСКОГО  ЗАНЯТИЯ:

 СТУДЕНТЫ  ДОЛЖНЫ  ЗНАТЬ:

  1. Клиническую характеристику  анемического синдрома.
  2. Классификацию анемий.
  3. Особенности обследования больных с анемическим синдромом.
  4. Основы диагностики  железодефицитных и В12-дефицитных анемий.
  5. Лечение анемий, показания к госпитализации.
  6. Основы профилактики.

СТУДЕНТ  ДОЛЖЕН   УМЕТЬ:

  1. Собрать анамнез у больного с клиническими проявлениями анемического синдрома и провести объективное обследование;

А) при выявлении жалоб обратить  внимание на наличие таких жалоб как слабость,  шум в ушах, головокружение, особенно при изменении положения тела,  появление «мушек» перед глазами; наличие отдышки, сердцебиение при физической нагрузке

Б) при выяснении анамнеза жизни обратить внимание на геморроидальные кровотечения, язвенные кровотечения, кровотечение из вен  пищевода, расстройства менструального цикла,  наличие в анамнезе операции резекции части тощей кишки

В) при объективном осмотре обратить внимание на бледность кожи, ломкость ногтей, извращение вкуса, при исследовании сердца наличие сердцебиения, одышки, систолического шума на верхушке, болей в области сердца

Г) выявить систолический шум на верхушке

Д) дать характеристику пульса, определить сердечные тоны

Е) определить   границы сердечной  тупости и ширину сосудистого пучка

Ж) измерить АД

  1. Оценивать дополнительные данные:

-при оценке анализа крови обратить внимание на количество эритроцитов, гемоглобина

-также оценить ЦП, содержания ретикулоцитов

-при оценке миелограммы обратить внимание на  повышение содержание эритроцитов и нормобластов

-обратить внимание на уровень сывороточного железа

-оценить ЭКГ, РВГ, Р-грамму грудной клетки

-оценить данные других дополнительных методов исследования (назначенных для выяснения причины железодефицитной анемии).

  1. Назначить дифференцированную, индивидуализированную терапию при железодефицитной, В12-дефицитной  анемии.
  2. Осуществлять контроль эффективности лечения.
  3. Определить показания к госпитализации.
  4. Проводить профилактику, разграничивать меры первичной и вторичной  профилактики.

ПРАКТИЧЕСКИЕ   НАВЫКИ:

  1. Оценка анализа крови ( Нв, эритроциты, ЦП, ретикулоциты).
  2. Миелограмма (наличие повышенного содержания эритро-и нормобластов).
  3. Интерпретация десфераловой пробы.
  4. Оценка ЭКГ.
  5. Аускультация сердца, перкуссия сердца.
  6. Составление программы обследования больного с анемическим синдромом.
  7. Определение  показаний к госпитализации.
  8. Назначение индивидуального лечения данному больному.
  9. Проведение мер первичной и вторичной профилактики.

ОСНОВНЫЕ   УЧЕБНЫЕ  ВОПРОСЫ   (ПЛАН):

  1. Клиническая характеристика  анемического синдрома.
  2. Классификация анемий.
  3. Особенности обследования больных с анемическим синдромом.
  4. Основы диагностики железодефицитных, В12-деф. анемий.
  5. Меры первичной и вторичной профилактики.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ  МАТЕРИАЛЫ  ПО ТЕМЕ:

Карточки тестового контроля, ситуационные задачи, учебные материалы с результатами лабораторных и инструментальных исследований, таблицы по теме.

МАТЕРИАЛЫ  ДЛЯ  КОНТРОЛЯ  ЗА  УСВОЕНИЕМ  ТЕМЫ

( КОНТРОЛЬНЫЕ   ВОПРОСЫ):

  1. Клиническая характеристика  синдрома.
  2. Классификация анемий.
  3. План обследования больных с анемическим синдромом.
  4. Диагностика железодефицитных и В12-дефицитных анемий, показания к госпитализации, лечение.
  5. Профилактика.

ЗАДАНИЯ  ДЛЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ  И  УИРС:

Задание № 1

А) соберите анамнез и определите состояние больного

Б) выделите ведущие симптомы и синдромы, дайте клиническую характеристику анемического синдрома

В) обоснуйте предварительный диагноз заболевания

Г) предложите план обследования и лечения

Д) укажите, есть ли показания к госпитализации.

Задание № 2

Дайте интерпретацию лабораторных показателей больного с железодефицитной (В12-дефицитной) анемией, для этого проанализируйте:

А) жалобы, анамнез, объективные данные, выпишите лабораторные анализы с их объяснением

Б) цель проведения каждого исследования

В) сопоставьте лабораторные данные с клиническими проявлениями

Г) что бы Вы предложили для дальнейшего обследования.

Задание № 3

Составьте план обследования и лечения больного, для этого:

А) обоснуйте клинический диагноз и степень тяжести состояния при обращении

Б) составьте план лабораторного и инструментального обследования с его обоснованием

В) назовите лечение и обоснуйте его

Г) выпишите рецепты.

Задание № 4

А) проведите диф. диагностику железодефицитной и В12-дефицит. анемии

Б) обоснуйте ваш клинический диагноз.

Задание №  5

Определите прогноз заболевания, для этого:

А) осмотрите 1-2 больных железодефицитной и/или  В-12-дефицитной анемией

Б) определите общее состояние и результаты лабораторно-инструментальных методов исследования (ан. крови, ЭКГ и  др.)

В) определите прогноз заболевания для жизни и трудоспособности

Г) тактика лечения, профилактика,

Д) выпишите рецепты.

Задание №  6

Составьте текст беседы с больным, имеющим железодефицитную или В12-дефицитную анемию по режиму, питанию, профилактическому лечению, санаторно-курортному лечению.

Задание № 7

Проанализируйте 3-4 анализа крови больного с железодефицитной (или)  В12-дефицитной анемией в динамике и оцените эффективность проводимого лечения.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Гематология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
112 Kb
Скачали:
0