Умственная деятельность человека. Операции мышления. Управление процессом мышления. Схема управления умственной деятельностью, страница 12

От числа специалистов в ТК зависит также влияние каждого из них на коллективное решение (см. рис. 6.2, б). Если ТК включает только двух равноправных специалистов, то значимость их мнения в коллективном решении равна k1 = k2 = 0,5. При таком составе решение вопросов будет сопровождаться бурными спорами вплоть до стрессов (пример – семейный коллектив). При очень большом числе участников ТК роль каждого из них в решении проблемы становится ничтожно малой, а это влечет за собой соответствующее снижение творческой активности специалистов.

Состав специалистов  определяет информационное обеспечение творческого коллектива,  компетентность его членов и неоднородность мнений.

Для полноты информационного обеспечения специалисты в ТК должны подбираться таким образом, чтобы совокупная область знаний, которой они владеют, перекрывала проблемную область с некоторой степенью избыточности по отдельным наиболее важным направлениям.

Обозначим X – проблемную область, в которой решаются задачи творческим коллективом; x1, x2, ..., xN – области знаний специалистов – членов ТК; причем X >> xi (i= 1,...N); N – количество членов в ТК.

Принцип информационной достаточности ТК может быть записан в виде:

где U– знак объединения областей xi знаний членов ТК;  – знак строгого включения совокупности областей xi  в область Х.

Если по какому-либо аспекту проблемы специалист отсутствует, и это условие не выполняется, то такой коллектив является информационно-недостаточным, его решения не учтут влияния отдельных факторов на рассматриваемый процесс.

Компетентность члена творческого коллектива в первую очередь определяется его опытом и знаниями. Каждый специалист обладает определенным и достаточно ограниченным объемом знаний  в какой-то области науки, техники, искусства, поэтому он может авторитетно и уверенно решать задачи только в некоторой части  xi  рассматриваемой проблемной области Х. По остальным разделам области Х он не владеет необходимой информацией. Однако при анализе и оценивании вариантов решений задачи в целом он пополняет свою информационную недостаточность за счет прослушивания аргументации других членов творческого коллектива. При выведении своей частной оценки он учитывает мнения своих коллег, делая поправки на их значимость. Полный объем информации V, который определяет компетентность каждого члена творческого коллектива, равна:

 

где dxj – аргументация j-го члена ТК; kij– коэффициент значимости, который i-ый специалист подсознательно присваивает j-ому члену ТК; n – число членов ТК, участвовавших в обсуждении проблемы.

Таким образом, компетентность участника творческого коллектива определяется не только объемом его знаний и опытом в области рассматриваемой проблемы, но и его априорными знаниями возможностей каждого члена этого коллектива.

Неоднородность состава творческого коллектива является основой для получения контраста во мнениях, который позволяет активизировать творческий потенциал каждого специалиста и обеспечить их взаимное обучение. Неоднородность достигается путем привлечения в ТК людей с разным образованием, опытом работы, служебным положением, деловой активности, личной заинтересованностью, профилем знаний (есть специалисты широкого профиля, владеющие обобщающими знаниями, а есть люди, имеющие узкую специализацию, глубоко и подробно знающие только отдельные вопросы).

Организация работы творческого коллектива. Работа ТК реализуется в беседах, советах и совещаниях. Начинается этот процесс с того, что руководитель, получив задание, знакомит с ним членов ТК, информирует о поставленной задаче, ее цели, располагаемых ресурсах и сроках выполнения.

Получив исходную информацию, члены ТК начинают ее обдумывать и обсуждать, в процессе чего осуществляется анализ проблемы, вскрываются противоречия, которые необходимо разрешать, собираются необходимые материалы, выявляются мнения и заинтересованность участников и их противоречия, изыскиваются возможные пути их разрешения. После обсуждения и анализа поставленной задачи формируются несколько вариантов ее решений. Далее каждый из этих вариантов обсуждается, с целью выбора лучшего из них. Коллективное обсуждение вариантов дает возможность членам ТК придти к заключению о целесообразности выбора того или иного варианта решения задачи. После этого опрашиваются мнения членов ТК. Если мнения противоречивы, обсуждение проблемы повторяется с привлечением дополнительных материалов, проведением консультаций с компетентными людьми и т.п. Вследствие этого могут появиться новые варианты решений или измениться мнения членов ТК. Это потребует повторной процедуры опроса мнений членов ТК, на основании которого вырабатывается окончательное решение.