Умственная деятельность человека. Операции мышления. Управление процессом мышления. Схема управления умственной деятельностью, страница 10

·  быстродействие в принятии решений составляет порядка долей секунд, секунд;

·  работает в пределах оперативной памяти, то есть в той части нейронной структуры, в которой каналы связи имеют высокую пропускную способность.

Канал существенной перестройки проявляется как творчество. Он обладает следующими свойствами:

·  обеспечивает решение устойчивой доминирующей потребности;

·  изменяет средний уровень знаний и развивает мышление;

·  для поиска решений и реализации управляющих действий мобилизует гуморальную систему, в которой сигналы в виде биологически активных частиц (гормонов) передаются по жидкостным каналам организма (по кровеносным  и лимфатическим сосудам);

·  быстродействие варьируется от трех до четырнадцати суток;

·  использует глубины долговременной памяти (самые тончайшие нейронные связи).

Творческие способности сверхсознания определяются особенностями функционирования гуморальной системы адаптации человека. Рассмотрим основные из них [10].

1). Сверхсознание реализует рождение гипотез, догадок, озарений и основано на рекомбинации нейронных связей, созданных всеми интеллектуальными системами человека. Это означает, что творчество возможно только при наличии определенного объема накопленных знаний и  не может породить идею, свободную от опыта человека. Гений творчества нередко опережает свое время, но величина этого опережения достаточно ограничена.

2). Сверхсознание работает автономно, оно не управляется ни сознанием, ни волевым усилием. Такая автономность защищает творческий процесс от преждевременного вмешательства и давления ранее накопленного опыта. Не будь этого догматизм прочно усвоенных стереотипов, норм и правил душил бы оригинальные замыслы в момент их зарождения, не давая им превратиться в смелые открытия.

3). Сверхсознание ориентировано на удовлетворение устойчиво доминирующей проблемы, решением которой человек занимается нескольких суток (от 3...14 в зависимости от его тренированности и индивидуальных свойств). Это время необходимо для  активизации умственной деятельности до определенного уровня.

4). В состоянии дистресса (страха, тоски, эмоционального срыва) сверхсознание не работает. Необходима мобилизация организма человека до состояния боевого азарта, своеобразной игры с противником. Именно в таком состоянии даже в условиях борьбы не на жизнь, а на смерть проявляется виртуозное творчество с принятием неожиданных решений.

5). Сверхсознание проводит первичную оценку рекомбинаций по неизвестным в настоящее время алгоритмам. Все идеи, выдаваемые сверхсознанием, имеют вероятность реализации, поэтому даже самые «безумные» идеи ученого принципиально отличаются от бреда душевнобольного.

6). В силу одноканальности мышления сверхсознание проявляет активность в моменты, когда внешний и внутренний каналы умственной деятельности относительно свободны. Поэтому отобранная рекомбинация в виде идеи или озарения выдается на суд сознанию, как правило, ночью во время сна, в дороге, при ходьбе, случайной беседе и т.п.  Если хорошую идею сразу же не зафиксировать, то она окажется потерянной. Второй раз её трудно получить, поэтому творческие люди сразу записывают возникшие идеи.

7). В процессе творчества сознание обеспечивает формулировку проблемы и её постановку перед сверхсознанием, а также вторичный отбор рождаемых сверхсознанием идей: сначала путем логической оценки, а затем в процессе экспериментальной, производственной и общественной практики.


6.7. Препятствия к творчеству

Поскольку творчество является адаптивной функцией организма человека, то оно свойственно в той или иной степени каждому человеку. Как любая функция организма, способность к творчеству развивается по генетическим программам и совершенствуется в процессе жизнедеятельности человека. На нее оказывают влияние три группы факторов:

– врожденные способности, формируемые генетическими свойствами;

– функциональное состояние систем интеллекта, которое определяется результатами обучения и накопления опыта умственной деятельности;

– внешние условия, обусловленные социальной ролью, значимостью человека и организацией его профессиональной деятельности.