Основными свойствами интеллекта человека, мешающими развитию и проявлению его творческих способностей, являются [22]:
узкая специализация, ограничивающая поисковую область для его сверхсознания;
догматизм мышления, вызванный отсутствием гибкости ума, не позволяющей изменить стереотипы мышления, вследствие чего при решении новых проблем человек использует прежние методы и приемы;
низкая самооценка, которая проявляется в боязни критики и непризнания, что часто случается с людьми, находящимися под влиянием суждений и методов признанных авторитетов;
прагматический подход, когда за решение проблемы берутся без предварительного всестороннего обдумывания, что не дает возможности включиться сверхсознанию.
Внешние факторы, влияющие на творчество, определяются обстановкой, в которой работает человек, в том числе: целями и задачами, решаемых фирмой, где он работает, условиями конкуренции и потребностями в изобретательстве, а также свойствами окружающих его коллег и руководителя.
Трудно творчески работать при недостаточном информационном обеспечении по исследуемой проблеме, при отсутствии средств обработки информации, слабой и недостаточно развитой экспериментальной базе и т.п. Отрицательное влияние на творческую деятельность оказывает недоверие и пренебрежительное отношение к идеям, выдвигаемых автором разработок, со стороны коллектива сотрудников, с которыми он работает, их чрезмерная критика и ссылки на «великие авторитеты».
Особенно большое влияние на творческую активность оказывает поведение руководителя. Нежелание руководства рисковать, удовлетворенность существующим положением, ревность к успехам подчиненных, стремление присвоить важные и полезные результаты своих подчиненных, указывать творческим личностям, что и как делать, гордыня своим «величием», критика и непризнание творческих предложений – все это подавляет интеллектуальные свойства человека.
Знание научных основ творческого процесса позволяет целенаправленно создавать условия, способствующие активизации творчества, использовать приемы, развивающие определенные структуры и свойства мозга, и снижать воздействие негативных факторов, мешающих этому процессу.
6.8. Организация коллективного творчества
Необходимость решения сложных научных, технических, социальных и других проблем жизнедеятельности заставляет специалистов объединяться в творческие коллективы (ТК). Целью такого объединения является:
² разделение многомерных задач необозримо большой размерности на отдельные частные задачи посильной сложности, каждая из которых требует определенных знаний и методов решений;
² активизация творческой активности каждого члена ТК;
² выявление ошибок и искажений знаний в проблемной области и исключение их влияния на решение задач;
² получение и накопление новой информации, полезной для решения определенного класса задач;
² взаимное обучение членов ТК;
² коллективный поиск большого числа возможных решений;
² выбор правильного решения за минимальное время.
На эффективность работы ТК оказывают влияние: количество членов, их состав и организация работы.
а) б)
Рисунок 6.2 – Влияние числа специалистов в творческом
коллективе на: а) время решения задачи;
б) значимость мнений при выборе коллективного решения.
Количество специалистов, которое рационально привлекать в ТК определяется классом решаемых задач, их сложностью и требуемым объемом знаний. При этом также необходимо учитывать, что число N привлекаемых в ТК специалистов оказывают влияние на время T решения задачи. С одной стороны (см. рис. 6.2, а), чем больше привлекается людей к решению сложной задачи, тем меньше времени требуется для ее решения. Однако значительное увеличение численности людей, занимающихся этой задачей, вызывает рост взаимных помех, искажений информации, дублирования функций, что мешает работе ТК, и увеличивает время решения задачи. Отсюда следует, что для каждого класса задач существует оптимальное количество Nопт членов в ТК, которое обеспечивает ее решение за минимальное время.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.