– поиск улучшенных оценок координат (с использованием формулы Лингоса – Роскома);
– оценка степени улучшения значений координат стимулов. Если улучшение мало – алгоритм завершается, если улучшение существенно – алгоритм возобновляется, начиная с шага “стандартизировать оценки координат стимулов”.
Кроме анализа стимулов в МШ не редко решаются задачи анализа индивидуальных различий, анализа предпочтений и анализа идеальных точек.
В анализе индивидуальных различий – одновременно обрабатывается несколько матриц различий , по числу экспертов, оценивающих стимулы. В ходе анализа устанавливается не только пространственное расположение стимулов, но и весовые значения экспертов, которые придаются каждой из k – шкал стимульного пространства. Расчеты при этом производятся с использованием модифицированных дистанционных моделей. В большинстве случаев, это взвешенная эвклидова модель, или трех модельная модель Такера.
Анализ предпочтений и анализ идеальных точек в определенной мере связаны. В первом случае оценивается удаленность от представляемого «идеала», во втором – производится оценка координат идеального стимула.
Аналитические цели достигаются применением дистанционной или векторной модели. В ходе анализа определяются координаты стимулов (в т. ч. и идеальных точек), а так же предпочтения экспертов, их суждения об «идеале».
Более подробно о неметрическом шкалировании и анализе индивидуальных различий, предпочтений и идеальных точек см. в специальной литературе, и в частности «Многомерный статистический анализ в экономике» (под ред. В.Н. Тамашевича), М.: ЮНИТИ, 1999г.
5.2. Примеры решения типовых задач
Пример 1. В табл.5.1 приведены статистические показатели по трем отраслям экономики: Республики Беларусь за 2001г .
Отрасль |
Объем продукции, млр. руб. |
Численность работающих, тыс. чел. |
Рентабельность продукции, % |
Средне месячный уровень заработной платы, тыс. руб. |
Кредиторская задолженность,, на конец года, в расчет на один рубль выпуска руб. |
Промышленность Сельское хозяйство Строительство |
14650 4364.3 1400 |
1223 606 306 |
10,8 0,2 8,2 |
148.4 76,5 157,3 |
0,264 0,234 0,274 |
В среднем отраслям |
6804,8 |
711,7 |
6,4 |
127,4 |
0,256 |
Требуется определить признаки, отражающие различие трех отраслей и показать их пространственное расположение.
В ходе анализа будем использовать следующий метод нормирования: , где - среднее значение изучаемого признака по трём отраслям, и евклидову метрику для оценки различий отраслей.
Решение
1. В начале проведем анализ стимулов. Нормируем исходные данные:
2,15; 1,72; 1,69 и т. д.
Матрица нормированных значений стимулов принимает вид:
Z=
Используя евклидову метрику, определим различия отраслей:
Обобщим метрические данные в исходной матрице различий ():
Для получения координат стимулов в теоретическом шкальном пространстве необходимо от матрицы различий перейти к матрице с двойным центрированием .
Элементы матрицы исчислим по известной формуле:
, при этом,
и т.д.
Общий объем вычислений сокращается, с учетом симметричности матрицы с двойным центрированием , в результате получаем:
Правильность построения матрицы подтверждается при суммировании её элементов по каждой строке и каждому столбцу, все суммы равны нулю.
2. Определим координаты стимулов (отраслей экономики). Эта задача решается, исходя из равенства , методом главных компонент, или каким-либо из методов факторного анализа (см. п. 4.1).
Используя метод главных компонент, получим следующую матрицу:
X=.
Каждый элемент этой матрицы xij – значение j -ой главной компоненты для i -ой отрасли.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.