В результате проведенного ретроспективного исследования теорий денег, Ю. В. Базулин делает вывод о том, что «…существующие теории изучают не деньги, а лишь их функциональные формы: вещные денежные знаки, монеты, банкноты, счетные, электронные деньги и т. д. Даже такой глубокий ученый как К.Маркс и тот ограничивался изучением исключительно форм денег» [3, с. 21]. При этом он утверждает, что исследование происхождения и природы денег должно опираться на факт первичности социальных отношений по отношению к экономическим. Деньги − продукт социальных отношений, денежные знаки − инструмент экономических, а денежные единицы − результат государственно-правового регулирования последних. Таким образом, Ю. В. Базулин расширяет предмет исследования теории денег и методологическую базу исследования. Итогом же его исследования является раскрытие глубинной социальной сути денег.
И. Н. Люкевич подводя итоги своего исследования, пишет, что «…происхождение денег достоверно не установлено. Это либо соглашение людей, либо установка государства, либо результат прогресса развития общества» [16, с. 22].
Можно согласиться с этим автором в части происхождения денег.
В разные времена к деньгам относились по-разному. Практически каждый теоретик в области экономики обязательно рассматривал деньги, как экономическую категорию и предлагал свою теорию относительно сущности денег, их содержания и функций. По выражению Ю. В. Базулина «…основным вопросом любой теории денег является вопрос о сущности денег, который…связывается с их происхождением» [3, с. 10].
Вместе с тем многие авторы подчеркивают, что дать определение сущности денег довольно сложно, даже можно сказать невозможно. Попытаемся разобраться и прежде всего, определимся с понятием «сущность». В Большом толковом словаре Д. Н. Ушакова сущность – это «внутреннее содержание, свойства чего-нибудь, открываемые, познаваемые в явлениях» [5].
Ю. В. Базулин в предисловии к своей книге «Происхождение и природа денег» подчеркивает, что большинство научных изысканий о теории денег обязательно начинается с рассуждений о таинственности их сути. И, по его мнению, в этом есть две стороны одной медали – субъективная и объективная стороны. Субъективная сторона заключается в том, что денежных теорий слишком много и автор каждой теории считает, что прав именно он. Но объективность заключается в том, что деньги сами по себе ничто. Конкретная экономическая ситуация в конкретный исторический период придает деньгам определенный статус и значение, позволяет использовать их для развития экономики, или, наоборот, для ее развала.
В. А. Останин справедливо отмечает, что «вопрос об экономической природе современных денег стал еще более запутанным в экономической теории» [21, с.13]. И доказывает это развернутым анализом методологических противоречий денежных теорий различных авторов. Проблема достоверности исследований экономистов заключается в том, что все они построены на личном, т.е. субъективном отношении автора к предшествующим теориям. Результаты каждого такого исследования зависят от выбранной методологии исследования и объекта исследования. Но в экономической и социальной науках невозможно использовать экспериментальные исследования, а поэтому нельзя достоверно доказать справедливость той или иной денежной теории.
По определению В. А. Останина «сущность денег есть внутреннее содержание денег, есть включенность именно того, что позволяет выделить деньги из всего остального мира экономических объектов вне зависимости от их внешних многообразных и противоречивых форм бытия. Концепт понятия «деньги» должен схватывать в мышлении эти сохраняющие в текущем изменении внешних случайных форм признаки» [21, с. 22]. В своем исследовании В. А. Останин критикует различные подходы к исследованию и определению сущности денег и делает вывод о том, что сущность денег изменялась по мере их эволюции и изменении их функций. Поэтому необходимо не столько определять сущность денег, сколько найти истину. Поиском истины относительно сущности современных денег занимаются в наше время не только экономисты, но и экономические антропологи, философы, социологи, юристы. Изучая «…деньги как экономический феномен» необходимо «… рассматривать экономические отношения, максимально учитывая в качестве экстернариев факторы из области политики, семантики, социологии, психологии, права» [21, с.68].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.