Другим достижением, которое оказывает основное влияние на разработку конструкций самолетов, является увеличение числа деталей из композитов с органической матрицей, как, например, углеродных волокон, включенных в эпоксидную матрицу. В ближайшем будущем из таких улучшенных композиционных материалов могут делаться около 40 070 деталей дозвукового самолета. Новым направлением является и использование термопластичных композитов, т. е. материалов, состоящих из волокон, введенных в пластик, которые можно деформировать, нагревая, и которые при охлаждении становятся прочными и твердыми. Эти композиты хорошо выдерживают сжатие и высокую температуру, не разрушаются при обработке и в эксплуатации. Детали из этих композитов легче ремонтироваты
Все перечисленные разработки нацелены на то, чтобы к 2000
г. найти замену большим дозвуковым самолетам, таким как «Боинг-747».
Официальное название проекта — «Межвековой дозвуковой транспорт». Учитывая уже
используемые и проектируемые усовершенствования материалов и улучшение
технологии их производства, можно предвидеть снижение веса нового дозвукового
самолета на 40 070, что приведет к значительному повышению
эффективности использования топлива. Некоторое снижение веса произойдет
благодаря тому, что новый самолет, в конструкции которого будет предусмотрено
наиболее полное использование улучшенных свойств новых материалов, окажется
меньше, чем современные самолеты, в которых детали из таких материалов просто
поставлены взамен сделанных из более тяжелого материала.
в СВЕРХЗВУКОВОЙ авиации более важной задачей окажется экономия топлива. Килограмм топлива для такого самолета стоит в два раза больше, чем для дозвукового. Чтобы удовлетворить требованиям, предъявляемым НТУ к сверхзвуковым самолетам, нужно решить много задач. Они включают улучшение аэродинамических характеристик и двигательной системы, а это зависит от улучшения материалов.
Аэродинамические требования связаны с тем, что при скорости 3,5 М
ДОЗВУКOВ0й
КОМПОЗИТЫ ПРИ 20%-НОМ АЛЮМИНИЙ (50-75 0/0) ИСПОЛЬЗОВАНИИ (55 0/0)
СТАЛЬ (15 0/0) ДРУГИЕ (10 /0)
композиты (7-32 0/0) ТИТАН (3 0/0) УЛУЧШЕННЫЙ АЛЮМИНИЙ (35 0/0)
СВЕРХЗВУКОВОЙ
композиты (50 0/0) композиты (65 0/0)
композиты
композиты АЛЮМИНИЙ-
С МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ
С МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ЛИТИЙ (10 0/0)
МАТРИЦЕЙ (10 0/0)
МАТРИЦЕЙ (12 0/0)
высокоТЕМПЕРАТУРНЫЙ
АЛЮМИНИЙ (6 0/0) высокоТЕМПЕ-
РАТУРНЫЙ
ДРУГИЕ (5 /0) Алюминий АЛЮМИНИЙ-(80/0) литий (15 0/0)
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ позволят снизить вес будущих дозвуковых и сверхзвуковых самолетов. На диаграмме показано количественное соотношение используеМЫХ материалов (слева) и ожидаемый выигрыш в весе (справа ).
(т. е. в 3,5 раза превышающей скоталлические соединения (среди них
рость звука) температура на поверхтитан-алюминий и никель-алюми-
ности самолета может достигать ний), конструкционная керамика (кар-
500 о с. Воздухозаборники, сопла дви-
бид кремния, нитрид кремния) и
гателей, а также ведущие и концевые
углерод-углеродные композиты.
кромки крыльев будут наиболее уяз-
Создание заатмосферных самоле-
вимыми местами. Для того чтобы тов потребует дальнейших значитель-
противостоять высоким температунь1х сдвигов в технологии двигатель-
рам, потребуются новые металличеных систем, аэродинамики, электрон-
ские сплавы и композиты. На самом ной системы контроля и получения
деле из таких материалов будет дедолговечных материалов для исполь-
латься большинство элементов осзования как при низких, так и при вы-
новной конструкции корпуса; это посоких температурах. Двигательные
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.