Сплавы и композиты, отличающиеся прочностью, легкостью и жаростойкостью. Разработка новых материалов, страница 4

установка содержит 38 070 никеля,                                                             

налами для охлаждения воздухом,

стали, 22 070 титана и        алюминия,

что продлевает срок службы винта.

а также в небольшом количестве ком-

Это стало возможным благодаря липозиты, кобальт и керамику. Надо

тью по моделям. Восковой слепок деполагать, что работы по дальнейше-

тали покрывается керамическим шламу усовершенствованию будут про-

мом и высушивается. Воск вытаплидоткаться и что к 2000 г. типичная

вается и в результате получается кераДвигательная установка будет, веро-


зо


ятно, содержать по 20 070 композитов, стали, никеля и алюминия, тита- на, 2 070 упорядоченных сплавов (алюминидов, т. е. титан-алюминиевых или никель-алюминиевых сплавов определенного состава) и 1 070 керамики.

ЛЯ ТОГО чтобы аэрокосмическая программа, выдвинутая Н ТУ, ыла выполнена, усовершенствования должны коснуться гораздо большего, чем один лишь двигатель. РеШаЮЩИМ фактором является создание новых материалов и улучшение технологии уже существующих материалов. Для того чтобы достичь желаемого уровня эффективности использования топлива в дозвуковых самолетах, нужно иметь усовершенствованные материалы как для корпуса так и для двигателя. Новые материалы должны быть прочнее тверже и легче прежних, а также иметь значительно улучшенную стойкость к излому, коррозии и высоким температурам.

Алюминий, титан и стали останутся, вероятно, основными материалами, используемыми для корпусов дозвуковых самолетов. Однако эти материалы должны быть улучшены. Уже почти решена задача получения сплавов алюминия с повышенной прочностью и жаростойкостью. Ведется работа по улучшению свойства сплавов алюминия противостоять коррозии и излому.

Наибольший интерес представляет алюминиево-литиевый сплав. Улучшение его свойства связано с его низ-

ким удельным весом. Другие сплавы алюминия (например, сплав алюминия, железа, молибдена и циркония) довольно хорошо проявляют себя при высокой температуре и могут конкурировать с титаном вплоть до ЗОО о с.


Будущие сплавы на основе сталей окажутся более стойкими к напряжению, износу, повреждению, при этом их прочность и легкость в изготовлении останутся прежними. Перспективны и композиты металл-матрица. Материал, состоящий из волокон, помещенных, скажем, в алюминиевую форму, может дать преимущество при изготовлении самолета благодаря небольшому весу, повышенной прочности и большей жаростойкости. Существующие сплавы титана, как правило, обрабатываются при


БЫСТРАЯ КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ дает металлический сплав в виде порошка, которому легко придать нужную форму и который сохраняет свои характеристики даже после последующей обработки. Один из способов получения порошка состоит в том, чтобы направить струю расплава на быстровращающийся диск (а ). В другом методе используются направленные газовые струи (Ь). Полученному порошку можно придать требуемую форму с помощью таких процессов, как экструзия (с) и уплотнение в контейнере определенной формы Щ). При изготовлении детали по методу «точной формы» используется контейнер, имеющий форму детали, так что дальнейшая обработка не требуется.


высокой температуре. Будущие сплавы станет возможным обрабатывать при комнатной температуре, благодаря совершенствованию их микроструктурного состава, что снизит стоимость изготовления деталей из этих сплавов.