К другим недавно полученным сплавам относятся сплавы алюминия, стойкие к высоким температурам; сплавы алюминия с низким удельным весом, и, следовательно, легкие; улучшенная керамика и высокопрочная сталь. Соединения титана и алюминия обладают низким удель-
1,4
ОРГАНИЧЕСКАЯ МАТРИЦА
(УГЛЕРОД — ЭПОКСИДНАЯ СМОЛА)
ТИТАНОВАЯ МАТРИЦА
АЛЮМИНИЕВАЯ МАТРИЦА
ТИТАН
УЛУЧШЕННЫЙ
АЛЮМИНИЙ
НЕРЖАВЕЮЩАЯ СТАЛЬ СУПЕРСПЛАВ
1,2
1,0
0,8
а- 0,6
о 0,2
ЧИСЛО МАХА
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, которые уже используются или находятся в состоянии разработки, представлены с точки зрения их прочности при возрастающих скоростях летательных аппаратов. Серые участки полос относятся к используемым в настоящее время материалам, цветные — к материалам, находящимся в стадии разработки. Для алюминия цветные участки отвечают сплавам, которые не теряют прочности при высоких температурах.
ным весом и устойчивостью к высо-
мическая форма детали, которая за-
ким температурам. Полимеры в виде
тем наполняется расплавленным ме-
твердых стержней — это тоже новин-
таллом.
ка: такие небольшие стержни, имею-
Важнейшим из последних достиже-
щие высокую прочность и значитель-
ний является направленная кристал-
ную твердость, закладываются в про-
лизация при литье по моделям. Бла-
чную полимерную матрицу.
годаря градиенту температуры и регулируемой скорости охлаждения
ОСТИЖЕНИЯ технологии мате-
столбчатые кристаллы материала ло-
риалов в усовершенствовании
патки выстраиваются вдоль основной
аэрокосмических летательных аппа-
оси. Направленная кристаллизация
ратов, иллюстрируются использова-
существенно продлевает срок службы
нием этой технологии применительно лопатки: разрушение начинается
к ракетным двигателям. За последние
обычно на границах зерен, перпенди-
30 лет тяга большого реактивного
кулярных оси лопатки, а в материале
двигателя транспортных и грузовых
с направленной кристаллизацией та-
самолетов увеличилась почти в 6 раз,
кие границы отсутствуют.
достигнув величины ЗОО ООО Н. За
Еще одно усовершенствование ка-
этот же период вес двигателя возрос сается покрытия лопатки, предохра-
всего в 2—3 раза. В реактивных двига-
няющего деталь от окисления, корро-
телях, создаваемых сейчас для воензии и сульфидирования ракетным
ных самолетов будущего поколения, топливом. Новые покрытия делают
отношение тяги к весу превысит 10:1, из хрома, алюминия и иттрия, леги-
а к 2000 г. может достигнуть 15:1.
рованных железом, кобальтом или
Примером того, что уже сделано, никелем. Они предохраняют деталь
могут служить лопатки реактивных
вплоть до температуры 1100 о с.
турбин. Когда-то они ковались из ни-
Эти и им подобные усовершенство-
келя. Теперь предпочтение отдается вания находят применение и в других
литым лопаткам из новейших сплаузлах авиационного двигателя; ти-
вов. Более того, удается сделать лопичная современная двигательная
патки со сложными внутренними ка-
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.