Уклон главного лога Iл, ‰, равен отношению превышения между отметкой высочайшей точки лога и отметкой земли по оси водопропускного сооружения к длине главного лога:
.
Знание климатических условий района (по условию, Беларусь) и категорий почв по интенсивности впитывания необходимо для определения расчётного слоя стока h. По интенсивности впитывания почвы делятся на V категорий. В соответствии с исходными данными, грунты в районе проектирования – III категория.
Исходя из этого, расчётные значения слоя стока составляют hр=34 мм и hmax=39 мм.
В зависимости от характеристики растительного покрова бассейна определяется слой потерь z = 5.
Характеристика лога и поверхности склонов бассейна необходима для определения коэффициентов гидравлической шероховатости. Принимаем коэффициент гидравлической шероховатости лога mл=25; коэффициент гидравлической шероховатости склонов mс=30. В зависимости от данных коэффициентов принимаем коэффициент к=1,7.
Наличие болот и озёр на бассейне существенно искажает картину стока в сторону уменьшения расчётных расходов. В формуле это учитывается коэффициентом δ. Так как по условию болота и озёра отсутствуют, то коэффициент δ=1.
Наибольший размер бассейна – его длину или ширину – необходимо знать для установления коэффициента неравномерности выпадения осадков по площади бассейна. Значение этого коэффициента принимаем ε=0,99, так как наибольший размер бассейна не превышает 5 км.
Результаты расчёта ливневого стока представлены в таблице 11.
Таблица 11 – Расчёт ливневого стока. Климатический район – Беларусь
Тип сооружения |
Месторасположение сооружения, км |
F, км2 |
Iл, ‰ |
Категория почвы |
hр |
hmax |
z |
мм |
|||||||
Труба |
10,65 |
2,03 |
26 |
III |
34 |
39 |
5 |
Мост |
7,05 |
1,64 |
26 |
III |
34 |
39 |
5 |
Продолжение таблицы 10
(h–z)p |
(h–z)max |
Qp’ |
Qmax’ |
mл |
mc |
к |
, м3/с |
|
мм |
м3/с |
Qp |
Qmax |
|||||
29 |
34 |
17 |
24 |
25 |
30 |
1,7 |
28,9 |
40,8 |
29 |
34 |
20 |
26 |
25 |
30 |
1,7 |
34 |
42,5 |
4.2 Определение типа и отверстия трубы на 106+50
После размещения водопропускных сооружений на трассе, оконтуривания бассейнов и определения расходов подбираются типы и отверстия сооружений. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы количество типов и размеров сооружений на трассе было по возможности минимальным.
Продольный профиль на участке размещения трубы приведён на рисунке 1.
Рисунок 1 – Продольный профиль на участке размещения трубы
Исходные данные: отметка лога в месте расположения трубы Нл=43,3 м; минимальная отметка проектной линии в пределах возможной ширины разлива (в точке А на рисунке 1) НА=50,48 м; проектная отметка по оси трубы Н=50,48 (высота насыпи 7,13 м). Принята одноочковая прямоугольная бетонная труба отверстием 6 м. При пропуске наибольшего расхода глубина подпёртой воды hп=2,18 м. Путь уложен на деревянных шпалах при толщине балласта под шпалой 0,75 м.
Для принятой трубы hт=3 м, δ=0,53 м, hз=1 м.
Проверяем выполнение условия
;
Проверка выполняется, что позволяет по конструктивным условиям разместить прямоугольную одноочковую бетонную трубу отверстием 6 м. Проверим незатопляемость земляного полотна по условию
Так как это условие должно выполняться в пределах всей ширины размыва, то необходимо проверить положение уровня подпертой воды по отношению к Н
То есть условие выполняется. При этом вода в соседний бассейн не переливается.
4.3 Определение типа и отверстия моста
Продольный профиль на участке размещения моста приведён на рисунке 2.
Рисунок 2 – Продольный профиль на участке размещения моста
Исходные данные: отметка лога в месте расположения моста Нл=60м; проектная отметка по оси моста Н=62,73 насыпи 2,73 м). Принят трехпролётный эстакадный мост 3×6 м отверстием b0=14,4 м. При пропуске расчётного расхода, высота подпёртой воды hп=1,4 м, а при пропуске максимально расхода, высота подпёртой воды hп’=1,76 м. Путь уложен на деревянных шпалах при толщине балласта под шпалой 0,75 м.
Проверяем незатопляемость земляного полотна по условию
;
т.е. проверка выполняется.
Проверяем обеспечение возвышения пролётных строений моста над уровнем воды по двум условиям.
При пропуске наибольшего расхода
;
т.е. условие выполняется.
При пропуске расчетного расхода
;
т.е. проверка выполняется и при расчётном расходе.
4.4 Размещение водопропускных сооружений по трассе принятого варианта
Результаты размещения и выбора типов искусственных сооружений удобно представлять в табличной форме.
Таблица 12 – Ведомость водопропускных сооружений
Литература
1. Строительные нормы и правила. Часть 1, гл. 39. Железные дороги колеи 1520 мм. Нормы проектирования. СНиП II-39-76. М.: Стройиздат, 1977. – 69 с.
2. Турбин И. В. и др. «Изыскания и проектирование железных дорог». – М.: Транспорт 1989. – 470 с.
3. Акимов В. И., Вербило В. А., Довгелюк Н. В. Определение объёмов земляных работ и строительной стоимости для сравнения вариантов трассы – Гомель: БелИИЖТ, 1990. – 39 с.
4. Акимов В. И. И др. Определение эксплуатационных расходов для сравнения вариантов трассы. – Гомель: БелИИЖТ, 1992. – 30 с.
5. Акимов В. И., Вербило В. А., Довгелюк Н. В. Расчёт стока и определение отверстий малых водопропускных сооружений. – Гомель: БелИИЖТ, 1989. – 40 с.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.