Следовательно, для широкой укладки и закрепления рельсовых плетей в оптимальном интервале температур можно рекомендовать, что в случае закрепления рельсовых плетей при температуре +25°С (нижняя граница оптимального интервала) следует устанавливать стыковые зазоры до 10 мм, а в случае закрепления плетей при температуре +35°С (верхняя граница оптимального интервала) нулевые стыковые зазоры до 5 мм.
Для условий повышенного стыкового сопротивления и усиленного подкрепления натяжения стыковых болтов для нижней и верхней границы оптимального интервала закрепления рекомендуется устанавливать стыковые зазоры соответственно 2 – 3 мм и нулевые. При установке стыковых зазоров больше рекомендуемых болты включаются в работу на изгиб, что является нежелательным.
При прямом ходе температур после укладки и закрепления рельсовых нитей в момент наступления максимально расчётных или близких к ним температур будет проявляться незначительное торцевое давление. В процессе дальнейшей эксплуатации бесстыкового пути (при обратном ходе температур) перемещения концов рельсовых плетей уменьшаются и торцевое давление проявляться не будет даже в момент наступления максимально расчётной температуры.
В случае применения восьмидырных накладок с систематического подкрепления натяжения стыковых болтов при укладке и закреплении рельсовых плетей в оптимальном интервале температур следует устанавливать только нулевые зазоры.
В уравнительном пролёте, где размещается клееболтовой или сборный изолирующий стык, температурная работа осложняется, потому что изменения стыкового зазора меньше конструктивного.
3.2.5 Разрядка температурных напряжений в плетях бесстыкового пути
Главнейшим требованием к бесстыковому пути является обеспечение его устойчивости, в том числе при выполнении работ текущего содержания по рихтовке, выправке с подъемкой и при производстве ремонтов. Условия выполнения этих работ зависят от напряженного состояния плетей, обусловленного разностью фактических температур рельсов во время производства работ с нейтральными температурными закреплениями плетей, при которых напряжения в плетях отсутствовали.
В случае неотложной необходимости выполнения путевых работ (например, исправление образовавшегося в пути резкого угла в плане) при температуре выше допустимой до их начала в обязательном порядке в плетях необходимо выполнить разрядку температурных напряжений. Цель разрядки — освободить плети от температурных напряжений и сил и обеспечить тем самым устойчивость бесстыкового пути.
Приведенный пример срочной необходимости выполнения разрядки из-за угрозы выброса пути при высоких температурах представляет собой по классификации вид неотложной эпизодической разрядки напряжений.
Кроме этого, разрядка напряжений выполняется в следующих случаях:
при перезакреплении плетей на постоянный режим эксплуатации после их временного закрепления при укладке за пределами расчетного температурного интервала, или в необходимых случаях перед сваркой их в "длинные" плети более 800 м до длины блок-участка или перегона;
после окончательного восстановления целостности рельсовой плети, если она была сварена за пределами расчетного температурного интервала или при температуре ниже температуры закрепления;
после окончания работ щебнеочистительной или балластировочной машины вне зоны уравнительного пролета, если ожидаемое по вышение температуры плетей относительно температуры закрепления составит более 20 °С.
Рисунок 3.11 – Подвесные ролики для разрядки напряжений в плетях без перерыва движения поездов
Указанные эпизодические разрядки, кроме последней, выполняются в плановом порядке. При невозможности использования по условию прочности и устойчивости конструкции бесстыкового пути температурно-напряженного типа в годичном цикле изменения температур, на основе технико-экономического обоснования в районах со значительными температурными амплитудами допускается эксплуатация бесстыкового пути с сезонными разрядками, выполняемыми два раза в год (весной и осенью). Работы по разрядке должны выполняться в соответствии с Техническими указаниями по укладке и содержанию бесстыкового пути.
При разрядке с целью последующего перезакрепления плетей на постоянный режим эксплуатации необходимо наиболее полно снять в них напряжения, для чего плети должны быть поставлены на катучие опоры (роликовые или шариковые) или вывешены с помощью устройств МИИТа на подвесные ролики. При отсутствии катучих опор или подвесных роликов для вывешивания плетей используются пары пластин из нержавеющей стали, фторопласта, нафталена, полиамида и других материалов с коэффициентом трения не более 0,1.
Катучие опоры диаметром 20 — 22 см устанавливают строго перпендикулярно к оси рельсов одновременно под каждую разряжаемую плеть не реже чем через 15 шпал на места временно снимаемых с этих шпал подрельсовых прокладок.
При использовании устройств с подвесными роликами их также устанавливают на каждой 15-й шпале (рисунок 3.9). При установке роликов снимают клеммы, на клеммые болты 6 надевают дополнительные двухвитковые шайбы 4. Затем на них устанавливают пары коромысел 3, затягивают фиксирующие гайки 5 клеммных болтов до полного сжатия шайб 4 и под подошву рельса 8 устанавливают оси роликов 1 с трубками 7. Затем гайки 5 отвинчивают на пять-шесть оборотов, и ролики поджимаются под подошву рельса пружинными шайбами. Эти устройства при сплошном откручивании гаек клеммных болтов на четыре оборота, а на шпалах 2 с роликами на пять-шесть оборотов (в процессе выполнения основных работ) обеспечивают раскрывающимися пружинными шайбами упругий подъем плетей на 10 — 12 мм.
Инвентарные парные колодки (скользящие пары) общей толщиной 8 — 10 мм устанавливаются на каждой 15-й шпале без изъятия подрельсовых прокладок.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.