9 Развитие г. Комсомольска-на-Амуре в контексте региональных
и федеральных программ
Важным условием формирования комплексного долгосрочного плана развития отдельной территории является увязка его с системой документов стратегического планирования более высокого уровня (федерального, регионального и краевого), соседних муниципальных образований, а также стратегическими программами крупных компаний. Поэтому основные стратегические направления развития Комсомольска-на-Амуре должны согласовываться со «Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года»[1] (Стратегия Хабаровского края), «Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года»[2] (Стратегия Дальнего Востока), Федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года»[3] (ФЦП «Дальний Восток и Забайкалье») и др.
Вытекающими из них общими для Российского Дальнего Востока положениями являются: закрепление населения за счет формирования комфортной среды обитания человека, ускоренный, основанный на инновационной основе социально-экономический рост, интеграция в экономическое пространство Азиатско-Тихоокеанского региона. В производственной сфере приоритеты отдаются топливно-энергетической и транспортной инфраструктуре, которая рассматривается как необходимое условие устойчивого развития дальневосточных территорий (таблица 9.1).
Таблица 9.1 – Структура инвестиций по направлениям реализации в соответствии с ФЦП «Дальний Восток и Забайкалье» и Стратегией Хабаровского края, %
Отрасли |
ФЦП «Дальний Восток и Забайкалье» |
Стратегия Хабаровского края |
Транспорт |
52,3 |
37,8 |
Топливно-энергетический комплекс |
33,0 |
23,2 |
Инженерная инфраструктура |
6,7 |
–– |
Промышленность |
–– |
4,8 |
Социальная сфера |
8.0 |
32,2 |
В соответствии со Стратегией Хабаровского края, ключевыми направлениями формирования инновационного сценария в крае являются: создание мощной многофункциональной и специализированной транспортной инфраструктуры; повышение эффективности действующих и организация новых современных перерабатывающих производств на базе использования местных и проходящих транзитом сырьевых ресурсов; реанимация и развитие высокотехнологичных производств в обрабатывающей промышленности на базе существующих предприятий оборонно-промышленного комплекса; обеспечение инновационного характера развития отраслей экономики, в том числе социального сектора.
Этими приоритетами определяются и стратегические направления развития Комсомольска-на-Амуре. В приложении 82 приведен перечень инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории города в соответствии с выше названными стратегиями.
Развитие города целесообразно рассматривать также в составе исторически и географически сложившейся Комсомольской промышленной агломерации «Комсомольск-Амурск-Солнечный» (КАС). За счет межрегиональной кооперации расположенных здесь предприятий возможна оптимизация существующей системы территориальной организации экономики, достижение большего эффекта. Особенно это касается производственного сектора – добычи и переработки полезных ископаемых, лесных ресурсов, рыбной отрасли, производства строительных материалов (таблица 9.2).
Таблица 9.2 – Распределение инвестиций в инвестиционные проекты г. Комсомольска-на-Амуре и КАС в соответствии со Стратегией Хабаровского края, % от суммы соответствующих инвестиций по краю
Направления вложений |
Комсомольская агломерация (КАС) |
в том числе |
Комсомольск-на-Амуре |
||
Инфраструктурный сектор: |
||
топливно-энергетический комплекс |
9,6 |
3,9 |
транспорт (в населенных пунктах) |
0,2 |
0,2 |
жилищно-коммунальное хозяйство |
20,6 |
8,5 |
Производственный сектор: |
||
горнодобывающая промышленность |
23,9 |
–– |
промышленность |
56,4 |
56,4 |
лесная |
75,2 |
2,2 |
рыбная |
21,9 |
–– |
строительных материалов |
36,0 |
–– |
Социальный сектор: |
||
здравоохранение |
19,5 |
18,2 |
социальная защита населения |
19,0 |
13,4 |
образование |
20,1 |
20,1 |
спорт |
11,8 |
11,8 |
строительство жилья, гостиниц и др. |
||
Торговля |
11,7 |
11,7 |
Создание многофункциональной и специализированной транспортной инфраструктуры в Комсомольске-на-Амуре обусловлено его выгодным экономико-географическим положением. Дальнейшее развитие опорной дорожной сети Хабаровского края (таблица 9.3), являясь одним из важнейших факторов перспективного развития города, способствует:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.