Развитие судостроения также должно опираться на обеспечение нужд рыболовецкой отрасли и добывающих отраслей Дальнего Востока (в части строительства платформ для добычи нефти и газа на шельфе Охотского моря). Значительный потенциальный спрос на различные гражданские суда создают существующие федеральные целевые программы Минтранса и Росрыболовства наряду с корпоративными стратегиями Роснефти и Газпрома.
На Дальнем Востоке спрос к 2015 г. составит около 50 судов для речного и рыбопромыслового флота (средне- и малотоннажных), 50 крупнотоннажных транспортных морских судов и 14 технических средств для освоения шельфа. До 2020 г. необходимо построить 562 судна[6].
Вместе с тем, возможности города здесь ограничены, так как проекты по реконструкции и строительству предприятий судостроения и судоремонта сконцентрированы в основном, в Приморском крае. В их числе создание - производственного комплекса на ФГУП «Дальневосточный Завод «Звезда» (в порту Восточный), совместного Российско-Корейского судостроительного объединения, Дальневосточного инновационно-технологического центра (морские технологии и освоение Мирового океана), Дальневосточной судостроительной лизинговой компании.
Географическое положение позволяет ОАО «АСЗ» осваивать сектор технических средств освоения шельфа, включая строительство нефтегазодобывающих платформ и нефтеналивных судов. Однако для строительства современного торгово-промыслового флота заводу требуется глобальная модернизация. Уже ведется реконструкция производства под строительство гражданских судов, намеченная до 2010 г. Создание многофункциональной верфи для строительства технических средств освоения шельфа - нефтедобывающих платформ, судов различного назначения, с годовым объемом перерабатываемой стали свыше 175 тыс. т - запланировано лишь на 2011 – 2015 гг. Проект находится в прединвестиционной стадии, за счет средств предполагаемого инвестора (Концерн Yantai Raffls Shipyard Ltd (Сингапур).
Таким образом, до 2015 г. ОАО «АСЗ» сохранит свою специализацию по созданию судов для нужд Минобороны России, что обусловливает сохранение его зависимости от государства. При финансовой поддержке Сбербанка (кредит в размере $435 млн. на 10 лет) и Минобороны (580 млн. руб.) на предприятии планируется достройка подлодки «Барс».
Дальнейшее направление развития производственного комплекса в Комсомольске-на-Амуре может быть связано с организацией производства оборудования для:
· эксплуатации магистральных нефте- и газопроводов;
· геологоразведки, бурения и эксплуатации скважин (сервисные предприятия, производство запасных частей, измерительных приборов и т.д.);
· энергетического оборудования (и его сервисного обслуживания) для малой энергетики, работающей на возобновляемых источниках энергии;
· сервисных предприятий для обслуживания рыбной промышленности - переработка рыбы, обслуживание рыболовецкого флота в прибрежных регионах Дальнего Востока.
Частично работа в этом направлении осуществляется. Инвестиционным проектом ОАО «КЗПТО» предусмотрена реконструкция предприятия под производство крупнотоннажных кранов. Инвестиционное предложение ЗАО «ЭКСПО» – строительство завода по выпуску теплотехнического оборудования для утилизации вторичных энергоресурсов предприятий, отопление и кондиционирование помещений, создание высокотемпературных концентратов энергии.
Способствовать развитию машиностроения в Комсомольске-на-Амуре будут следующие меры государственной поддержки, предусмотренные в Стратегии развития Дальнего Востока:
· увеличение государственного заказа как на продукцию военного, так и гражданского назначения;
· создание особой экономической зоны промышленного типа судо-, авиастроительного профиля;
· предоставление максимально льготных налоговых режимов локальным промышленным зонам;
· создание специализированных технопарков для разработки и внедрения в производство продукции точного машиностроения вокруг судостроительного и авиастроительного предприятий;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.