Фнансовое право.
Источники финансового права. Система финансового
законодательства.
1.Конституция
РФ. В фин праве роль конституции ещще более велика, чем во многих других
отраслях права. 3 группы норм:
- Закладывает основу разграничения РФ, сРФ и муниципальных
образований.
- Разграничение компетенции между представительными и
исполнительными органами гос власти – тем самым закладывается баланс
политических сил, решение вопросов в пользу интересов общества,
образования социального государства. Налоговое законодательство, гос
заемы, гос обязательства. *Правительство представляет проект бюджета. Ст
114. Законы о бюджете обязательно рассматриваются Советом Федерации.
- Устанавливает важнейшие принципы налогового зак-ва,
устанавливая тем самым конституционные пределы ограничения прав
собственности частных лиц.
- Система источников,которые регулируют отдельные институты
фин права – бюджетное законодательство, налоговое законодательство. Таким
образом можно говорить об относительно самостоятельном развитии налогового,
бюджетнгого, заонодотельства, регулирующее отношения денежного обращения,
с формированием денежных внебюджетных фондов. Действующее бюджетное
законодательство понимает термин законодательство в узком смысле, т.е.
понимают только в качестве актов представительных органов ст1НК ст2БК. В
составе налогового законодательства: НК РФ с его принятием была фактически
завершена систематизация налогового законодательства. С 1 яеваря 1999 1
часть, с 1 января 2000 началось поэтапное введени 2 части и по 1 января 2005.
1 часть определяет систему участников, их права и обязанности определяет
орядок исполнения обязанностей. 2ая часть регулирует отдельные виды
налогов и сборов в РФ. В систему налогового зак-ва также входят налоговые
законы сРФ и законы муниц. В регулировании бюджетных отношений БК РФ
принят 1998 и вступил в силу 2000. З-н «о бюджетном процессе в СПб». Закон
о бюджете – должен определить, какой состав доходов и как их
распределить – не является законодательным актом. Постановление КС
23.04.04 № 9-П: закон о бюджете является специальным законом пряого
действия, который создает лишь надлежащие финансовые условия для
реализации положений других ФЗ, который были приняты еще до закона о
бюджете и содержали финансовые обязательства публичного субъекта. Это закон
последующий – lex posterio => не порождающий и не отменяющий никаких
прав и обязанностей => не может ни отменить, ни изменить положения
других законов, и в том числе не может изменить положений налоговых
законов, а также тех закнов, которые устанавливают материальные гарантии
социальных прав граждан. Но все-таки в некоторых исключительных случаях
может приостановить эти гарантии (когда не хватает денег). Оговорка: с
позиции КС такое приостановление или отмена социальной гарантии может
иметь место только с учетом соблюдения конституционных требований,
ограничений и принципов ( необходимость обеспечения определенности
законодательства, недопустимость произвольного отказа государства принчтых
на себя обязательств) а значит, приостановление или отмена соц гарантий
материальных прав возможна только в случае предусмотрения компенсаторного
механизма, который бы компенсировал отмены соц гарантий. Если такого
механизма нет, то эти отмены признаются несоответствующими конституции.
Законы денежного обращения: з-н о валютном контроле.Нормы, касающиеся
обязательного пенсионного страхования, законы о бюджетах соответствующих
внебюджетных фондов.
- Подзаконные акты в системе источников финансового права.
Роль таких актов различна в регулировании разных подотраслей и институтов
финансового права. 1991 попытка создания единого налогового регулирования
(без необходимости подзаконных актов) – такое требование необходимо в
одбасти пределов ограничения прав собственников. Позиция КС –
законноустановленный налог – такой, когда в законе определены все
существенные элементы налога (ставка, период, порядок уплаты и т.д.) Если
допустить это в регулирование подзаконными актами, то возникает опасноть
исказить волю законодателя в подзаконном акте. Налоговый закон д б актом
прямого действия. В 1991 эта попытка закончилась ничем. Вторая попытка
была более успешной и связана с принятием НК РФ. Ст 4 НК существенно
ограничивает нормотворчество исполнительной власти в налоговой сфере –
только по вопросам, связанных с налогообложением в тех случаях, когда это
прямо предусмотрено налоговым законодательством и не изменяет налоговое
законодательство. В бюджетной сфере напротив – роль подзаконных актов
очень велика. Ст3 БК: право президента, исполнительной власти регулиовать
бюджетные отношения. Велико число актов МинФина, которые конкретизируют
БК. Организация денежного обращения – значительна роль актов ЦБ РФ. ЦБ не
признается органом власти, но имеет право издавать акты, обязательные для
всех адресатов => многие специалисты справедливо признают эти акты
актами государственного управления.
- Международные договоры. Особое место. Ст 7 Нк. Ст 4 БК
закрепляют правило: если м-н договор устанавливает иные правила, нежели
те, которые предусмотрены нац законодательством, то применяются нормы
международного договора.
- Акты конституционного суда (если признавать источником).
Акты КС являюстя влиятельным фактором в решгламентации финансовых
отношений, прежде всего налоговых отношений. Фактически сформулировал те
конституционные принципы налогообложения, которые впоследствии в качестве
основных начал зак-ва о налогах и сборах получили закрепление в ст 3 НК.(
принцип всеобщности, равенства, определенности налогообложения, все
противоречия должны толковаться в пользу налогоплательщика.
- Двусторонние договоры между РФ и сРФ, гос органами и
органами местного самоуправления. С учетом развития законодательства эпоха
таких договоров фактически ушла с 31 прим БК ч 2 договоры и соглашения
между фед органами гос власти и сРФ и между гос органами о органами
самоуправления, несоответствующие БК не действует. Изменение взгляда на
такие договоры в ст 26.7 2003 95-ФЗ Об основах организации...:
допускаются, только если это обусловлено географ особенностями и в той
мере, в какой это меняет разграничения полномочий, чем это предусмотрено в
законе.