Анализ и оценка христианских гимнов

Страницы работы

Содержание работы

Зиннуров Руслан

Проект по курсу «Гимнология»

Анализ и оценка христианских гимнов

В данной работе предпринята попытка провести контент-анализ шести христианских гимнов на выявление степени адекватности выражения в них христианской догматики с конфессиональной лютеранской точки зрения. Для проведения данного анализа были выбраны определённые параметры, позволяющие отнести тот или иной гимн к категории либо отвечающих, либо не-отвечающих требованиям конфессионального лютеранского богословия.

К указанным параметрам относятся: 1) прославление Бога versus прославление человека; 2) изображение Бога гнева и милости versus изображение торжествующего, могучего, героического Бога Вседержителя; 3) изображение триединого Бога versus изображение «Бога философов»; 4) сосредоточенность на Христе versus отстранённость от Христа (отсутствие Христа); 5) наличие versus отсутствие благовествования о крестной смерти и воскресении Христа, повествования о спасительных деяниях Божьих во Христе; 6) наполненность Таинствами versus наполненность художественными образами; 7) богословие креста versus богословие славы; 8) наличие versus отсутствие религиозного отклика человека, основанного на христианском страхе Божьем, любви к Богу и уповании на Него; 9) побуждение основывать нашу уверенность на служении Слова и Таинств versus ориентированность на человеческие чувства, добрые дела и т.д.

Следует сразу оговориться, что не каждый гимн строго обязательно должен отвечать требованию наличия каждого пункта данного набора параметров, но всё же, будучи соотнесённым со всей их совокупностью, тот или иной гимн сможет пройти проверку на соответствие критерию адекватности использования гимна в литургической практике конфессиональной лютеранской Церкви.

На основе анализа дана оценка каждого из рассматриваемых гимнов и рекомендация на предмет пригодности их использования в указанной практике.

Гимн № 1. «Lo, He Comes with Clouds descending»

Первая же строчка гимна, где говорится о Втором Пришествии Христа, указывает нам на то, что он соответствует теме Адвента. Перед нами предстаёт торжествующий Христос, грядущий в силе («Тысячи, тысячи святых сопровождающих ширят торжество Его свиты», «Бог является на земле царить»). Тем не менее, этот образ разбавлен темой уничижения Христа («закланный», «ни во что не ставили и продали Его, пронзили и пригвоздили Его ко кресту»). На основе содержания всего гимна мы не можем сказать, что здесь изображён всего лишь типичный героический Бог в эллинском духе. Нет, мы видим Бога, являющего гнев по отношению к неверным и милость – к искупленным.

Без сомнения, гимн прославляет Бога, а не человека. Определённо это – библейский триединый Бог, «Бог Авраама, Исаака и Иакова», а не «Бог философов». По крайней мере, Христос здесь исповедан как ветхозаветный Бог («Иегова», «Вечный Боже»). Всё внимание сосредоточено на Христе, что можно отнести к несомненным достоинствам гимна.

Во втором куплете поднимается тема креста и страстей Господних, что положительно характеризует рассматриваемый гимн, однако в посвящённом теме Адвента гимне было не обязательно об этом упоминать. Тем не менее, мы можем отметить для себя, что в гимне не наблюдается полного торжества богословия славы.

Относительно религиозного отклика человека можно сказать, что он присутствует в гимне. Несомненно, он основан на христианском страхе Божьем, любви к Богу и уповании на Него («Все да поклонятся Тебе, Высокому на Твоём вечном престоле»). В гимне чувствуется акцент на деяниях Божиих во Христе, он не сосредоточен на делах человека. «С каким восторгом, с каким восторгом взираем мы на те славные шрамы!»: здесь главное не «мы», а раны Христовы. Также в гимне нет и ориентированности на человеческие чувства, добрые дела. Наша уверенность коренится вне нас самих, в кресте Христовом. Между тем, нельзя сказать, что гимн позволяет основывать нашу уверенность на служении Слова и Таинств. Данный гимн ничего не говорит нам про Таинства, но опять-таки, видимо, этого необязательно делать, поскольку основной темой здесь выступает Адвент. Не говорится в гимне и про смерть и воскресение плоти, но, несомненно, всё это уже подспудно подразумевается в теме Адвента. Тем не менее, хочется большей типологичности, недостаток которой ощущается в рассматриваемом гимне.

Напоследок хотелось бы обратить внимание на одно не очень удачное выражение, употреблённое в первом куплете гимна («Се, Он грядёт, с облаками сходя, однажды за грешников благоволения закланный»). Сама по себе фраза не вызывает никакого возражения, однако в контексте существующего кальвинистского понимания учения о предопределении употребление в гимне подобной строчки, по меньшей мере сомнительно. В такого рода делах следует проявлять большую аккуратность.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Гимнология
Тип:
Домашние задания
Размер файла:
73 Kb
Скачали:
0