Анализ и оценка христианских гимнов, страница 5

Пожалуй, данный гимн можно было бы использовать как песню-молитву, но не в литургической практике конфессиональной лютеранской Церкви и только лишь в том случае, если бы в нём не содержался либеральный подтекст и забота об улучшении земной общественной жизни. Иными словами, гимн не годится для литургической практики.

Гимн № 6. «For me to live is Jesus»

В данном гимне превалирует тема смерти («я охотно встречу смерть», «я покидаю этот мир», «в мой последний час»). Здесь представлено исповедание верующего человека перед лицом смерти. Этим объясняется столь частое употребление в гимне характерного местоимения «я», которое выглядит здесь вполне уместным. Налицо явная сосредоточенность на человеке, его переживаниях, а не на Боге («Пусть ходатайствуют за меня мои воздыхания»). Конечно, следовало бы сделать скидку на то, что этот гимн – лебединая песня умирающего человека. Однако со стороны автора гимна было бы справедливо и честно отдать должное делам Божиим. Как ни странно, несмотря на сосредоточие гимна на теме смерти, в нём явно не достаёт благовествования о крестной смерти и воскресении Христа, повествования о спасительных деяниях Божьих во Христе. Здесь всё ограничивается констатацией того факта, что «Его заслуги покрывают мой грех, и я имею мир с Богом».

Тема смерти в гимне тесно связана с противопоставлением «этот мир – иной мир». «Этот мир» – это мир без Христа, «столь тёмный» в сравнении с тем местом, куда «я» отхожу, он наполнен бедами и невзгодами («дорога длинна и мрачна»). «Иной мир» – это мир со Христом, присутствие Божие, «небесное пробуждение», «небесная мелодия».

В связи со спецификой гимна мы можем говорить не обо всех параметрах соответствия гимна критерию адекватности его использования в литургической практике конфессиональной лютеранской Церкви, а лишь о некоторых. Здесь нельзя однозначно сказать, посвящён ли гимн прославлению Бога или прославлению человека, есть ли в гимне религиозный отклик человека, основанный на христианском страхе Божьем, любви к Богу и уповании на Него, или нет, побуждает ли гимн основывать нашу уверенность на служении Слова и Таинств или он ориентирован на человеческие чувства, добрые дела и др. Здесь ничего из этого нет. Просто данный гимн о другом.

Гимн изображает триединого Бога. Это вытекает из того, как нам представлен Иисус Христос. Он – Спаситель, Господь и Брат. А если Он – «мой Брат», то Его Отец – «мой Отец», поскольку во Христе все мы – усыновлённые дети Небесного Отца. Заслуги Христа покрывают грех. Он – податель «якоря Его изготовления», на который «я» безопасно встану в последний час.

К несомненным недостаткам гимна относится наполненность художественными образами вместо наполненности Таинствами: жизнь в «этом мире» как длинная и мрачная дорога, «якорь в Твоей воли», «небесное пробуждение», «небесная мелодия».

С темой смерти в данном гимне удачно бы сочеталось изображение Бога гнева и милости: гнева – по отношению к нераскаявшимся грешникам, милости – к боящимся Бога, любящим Его и уповающим на Него. К сожалению и этого в гимне нет. К гимну следовало бы добавить еще, по крайней мере, один куплет – о воскресении мёртвых, такой куплет укрепил бы его.

Рассматриваемый гимн можно было бы использовать в литургической практике конфессиональной лютеранской Церкви при условии добавления куплетов, отражающих наполненность Таинствами, являющих Бога гнева и милости, а также благовествующих о крестной смерти и воскресении Христа, повествующих о спасительных деяниях Божьих во Христе и о воскресении мёртвых.