ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
Общие сведения подвижного состава железных дорог.
Классификация подвижного состава, габариты подвижного состава, погрузки, приближения строений.
Подвижной состав железных дорог:
- локомотивы
- вагоны
- электропоезда и дизель-поезда
- самоходный подвижной состав
Локомотив – силовая тяговая машина, предназначенная для перемещения вагонов по рельсовой колее и управления всеми функциями по управлению поездом. Создает силу тяги и тормозную силу.
Классификация локомотивов
· по видам тяги:
- паровая (паровозы);
- тепловозная (дизель-поезда, автомотрисы);
- электрическая (электровозы, электропоезда).
· по способу питания:
- автономные (тепловозы, паровозы);
- неавтономные (электровозы).
· по роду службы:
- пассажирские (малый вес, высокая скорость);
- грузовые (предназначены для вождения поезда большого веса, имеют большое количество осей);
- маневровые (предназначены для перемещения состава или отдельных вагонов в пределах станций или подъезных путей предприятий).
· по типу привода:
- групповой ;
- индивидуальный.
· по числу секций:
- односекционные;
- двухсекционные;
- трехсекционные;
- четырехсекционные.
· по типу экипажа:
- тележные;
- бестележные.
· по количеству осей:
- двухосные;
- трехосные;
- четырехосные;
- 6-осные;
- 8-осные;
- 12-осные.
· по ширине колеи:
- нормальной колеи;
- узкоколейные.
Достоинства электровозов:
- минимальное влияние нагрева на мощность силовых агрегатов;
- при повышенной и пониженной температуре тяга, реализуемая электрическими тяговыми двигателями практически постоянна;
- позволяет понизить эксплуатационные расходы;
- позволяет использовать электрическое торможение;
- более плавно регулируют скорость движения.
Недостатки электровозов:
- очень дорого электрофицировать.
Требования, предъявляемые к локомотивам
Локомотивы должны:
· обеспечивать плавный ход
· обладать достаточной устойчивостью
· ни одной своей частью не выступать за пределы габарита подвижного состава, установленным ГОСТом (ГОСТ 9238-83 «Габариты приближения строений подвижного состава железнодорожной колеи 1520 (1524) мм»).
Габарит приближения строения – предельное поперечное (перпендикулярно оси пути) очертание, внутри которого помимо ПС не должно заходить ни на какие части сооружений и устройств, а также лежащие около пути составные части и оборудования за исключением частей и устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с ПС.
Габарит приближений подвижного состава - предельное поперечное (перпендикулярно оси пути) очертание, в котором не выходя наружу должен помещаться ПС, установленный на прямом горизонтальном пути при наиболее неблагоприятном положении в колес и отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний как в наружнем, так и во внутреннем составами, не только новый ПС, но и состав имеющий максимальные нормирующие износы.
Строительное очертание подвижного состава – поперечное перпендикулярное оси пути очертание, полученное уменьшением габаритов ПС по методике установленной в ГОСТе, наружу которого не должна выходить ни одна часть вновь построенного ПС в ненагруженном состоянии в прямом горизонтальном участке пути и при совмещении его продольной вертикальной серединной плоскости с осью пути.
Проектное очертание подвижного состава – поперечное очертание ( перпендикулярно оси пути), имеющий размеры уменьшенные по сравнению с размерами строительного очертания на величину плюсовых допусков, внутри которого должны находиться все расположенные в рассматриваемом сечении элементы конструкций, проектируемого ПС, имеющего номинальные размеры.
Габариты приближений строений:
С – для всех путей железных дорог
Сп – для подъезных путей промышленных предприятий
Габариты подвижного состава:
Т – для всей сет ж/д
Тц – для цистерн и вагонов-самосвалов
Тпр – для полувагонов
1-Т – для ПС всей сети ж/д, включая промышленные предприятия
1-ВМ (0-Т) – для международных сообщений, 1435 мм и 1520 мм
1-ВМ (01-Т) – для международных сообщений с незначительными ограничениями на отдельных участках
03-ВМ (03-Т) – обращения по ж/д азиатских стран
Структурная схема машины
Система автоматики |
Система управления |
Двигатель силовая установка |
Рабочий орган |
Трансмиссия |
Ходовая часть |
Металлоконструкция |
Тепловозы – локомотив, двигателем которого является поршневой двигатель внутреннего сгорания, работающий на дизельном топливе.
Принципы работы двигателя:
1. Впускной клапан открыт
2. Клапаны закрыты
3. Свеча зажигания дает искру
4. Выпускной клапан закрыт
Виды передач, применяемые тепловозом:
1. Механическая передача (для легких тепловозов (мотовозов) узкоколейных дорог);
Достоинство:
- простота конструкции;
- высокие КПД;
- высокая ремонтопригодность;
Недостатки: ограниченное применение при передачи больших усилий.
2. Два вида тепловоза:
- Энергетическая
- Электрическая:
· постоянного тока
· переменно-постоянного тока
· переменного тока
1) Схема передачи постоянного тока
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.