Министерство образования и наук Российской Федерации
Новосибирский гуманитарный институт
Реферат
На тему: Свобода и нравственное развитие личности
(На материале социологического опроса
выпускников общеобразовательных учебных заведений г. Новосибирска и городов Новосибирской области, ЦО «Пеликан»)
По дисциплине «Этика и эстетика»
Выполнил студент 1 курса
Юридического факультета
Очного (заочного) обучения
Преподаватель:
доц.
Новосибирск
2006
Введение……………………………………………………………………… |
3 |
|
1. |
Личность и общество , свобода и нравственность – взаимопонимание или путь противоречий………………………….. 1.1.Свобода и нравственное развитие личности……………………. 1.2.Нравственные аспекты отношения личности и общества………………………………………………………….……. |
4 4 7 |
2. |
Мотивация выбора молодежи - показатель социальной зрелости личности……………………………………………………………….. |
10 |
Заключение………………………………………………………………… |
15 |
|
Литература…………………………………………………………………… |
17 |
Введение
“Сознательный выбор невозможен ни помимо ума, ни помимо нравственных устоев. Сознательный выбор — это стремление, движимое мыслью, а именно такое начало и есть человек”
Аристотель. "Никомахова этика", с.174.
Тема данной работы - конфигурация взаимопересечения трех областей гуманитарного знания: философии, социологии, этики. Личность, понимаемая в качестве субъекта нравственности - центральный термин гуманитарных наук и именно в междисциплинарном ракурсе этот термин обретает свою онтологическую полноту и богатство.
На основе богатого эмпирического материала, полученного по итогам социологического опроса выпускников 1997 года, проанализируем нравственные ориентиры современной молодежи. В данной работе делается попытка проанализировать степень зрелости личности молодого человека - стоящего на пороге самостоятельной жизни, делающего выбор будущего пути.
Предметом исследования является мотивация профессионального выбора выпускника общеобразовательной школы. Объектом - учащиеся выпускных классов школ города Новосибирска и Новосибирской области ( общее количество опрошенных составило 970 человек).
Работа носит концептуальный характер и ставит основной практической задачей анализ эмпирического материала по изучаемому вопросу.
1. Личность и общество , свобода и нравственность – взаимопонимание или путь противоречий.
1.1 Свобода и нравственное развитие личности
«Нравственное – это повиновение в свободе»
Гегель
Объективно свободный в социально-экономическом, административном и политическом отношениях человек, может быть совершенно несвободным субъективно, если он, например, психологически подчинен авторитету, воле других людей. Сущность свободы, как известно, связана с возможностью выбора.
Кроме того, свобода предполагает осознание ее двух сторон: свободы от чего (от голода, холода, болезней, насилия, угнетения, бедности и т.д., и свободы для чего (, созидания или разрушения, творчества или рутины, добра или зла и т. п.), а также познание объективной необходимости, определяющей рамки свободы. В частности, выбор молодыми людьми профессии только тогда действительно, а не формально, свободен, когда они достаточно глубоко знают и понимают не только содержание выбираемой профессии, но и степень ее соответствия своим личностным качествам, а также все социальные последствия, связанные с таким выбором. Выбор на основе слепого доверия совету родителей, приятелей, знакомых или жребия свободным является только формально, но не по существу. Следовательно, действительная, а не мнимая, свобода не достижима вне собственной познавательной деятельности, без напряжения мысли и воли, постоянного труда души, что далеко не для каждого, связано с ощущениями внутреннего комфорта, или с благоприятным социальным самочувствием.
Не случайно, Спиноза и Гегель трактовали свободу, прежде всего, как познанную необходимость. Однако в такой интерпретации свобода личности фактически полностью детерминирована внешними обстоятельствами и по существу оказывается мнимой. В диалектико-материалистической теории свобода — это, по Энгельсу, основанная на познании необходимости, мера господства над природными и социальными обстоятельствами, и господства над самим собой. Последнее — субъективная сторона свободы, представляется наиболее трудным вопросом, и не случайно она оказалась главным и даже единственным предметом иррационалистических и экзистенциальных интерпретаций.
Поэтому, в зависимости от понимания людьми содержания свободы, решающим образом зависит качество их социального самочувствия, которое может быть как фактором способствующим гармоничному развитию личностей и общества, так и противодействующим, тормозящим социальный прогресс. Следовательно, эмпирическое изучение этих проблем только тогда может иметь смысл, когда подкрепляется фундаментальными философскими исследованиями.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.