Возможность экономической свободы (материальная независимость) у молодежи стоит на первом месте. Символ экономической свободы — денежная единица и, соответственно, что для 55,0% -- высокий денежный доход --показатель экономической свободы. При наличии денег в качестве средства и материальной независимости в качестве цели, молодые люди считают, что они могут проявить себя, свои способности (51,0%).
Показательно и сопоставление данных по полу.
Для юношей приоритетным считается высокий денежный доход (62,4%). Экономическая свобода и возможность применять свои способности следующие за этим возможности отметили равное количество респондентов-- 53,9% и 53,2%. Ценностная шкала девушек несколько отлична: материальная независимость как перспектива дальнейшего выбора является приоритетной для 63,4 % девушек и, вновь, следующие возможности, как то “широкий круг общения” и “высокий денежный эквивалент” указали равное количество опрошенных : 50,9% и 50,3%. Возможность “применять свои способности” интересна для 49,6%, что соответствует 4 месту из 21 возможных. В то же время, как видно из исследования именно девушки с большей ответственностью относятся к тому, чтобы раскрыть свои способности во время учебного процесса (см. таб.) . Вероятно, для них практическое применение своих способностей не является определяющим для получения материальной независимости. Скорее всего здесь видна направленность девушек на брак, и он и является реальной возможностью экономически “состояться” для них. На это указывает и то, что “широкий круг общения” дает такой шанс. Здесь прослеживается, скорее всего, традиция патриархальности. Вероятно, что недоверие к самоценности образовательного уровня указывает лишний раз на восприятие своего образования девушками в прикладном смысле. Впрочем и для молодых людей подлинно гуманные и гражданские цели —- не на первых местах. Мотивировка данных приоритетов — во власти нравственных норм современного общества, которые так же проблематичны по своей сущности и вряд ли соответствуют в достаточной мере требованиям цивилизованного общества.
Подлинно гражданскую направленность заявляют лишь двое из десяти опрошенных (приносить пользу людям) и только каждый 20-й задумывается о высших идеалах... Так каков же социокультурный уровень личности? Ребят учат быть умелыми, практичными, учат выживать, но увы! — научить быть мудрыми, добрыми и справедливыми — намного сложнее.
И так, выбор дальнейшего образования, чаще всего лишь средство для достижения прагматических устремлений. Подтверждением тому служит, что на вопрос: “Что в основном влияет на осуществление твоих жизненных планов?” учащиеся отводят уровню образования лишь четвертое место. Важным (55,1%) полагает молодежь уровень профессиональной подготовленности. Существенно, что семь человек из десяти надеются на себя, свою инициативу. Но, 61,5%! молодежи, тем не менее, уповают на случай. Учитывая нестабильность современности, алогичность происходящего, все же думается, что за этой цифрой стоит ещё и незрелость выпускников в плане мышления. То, что почти 90% выпускников указывает на важность образования и только 47,9% полагают, что оно является залогом успеха дальнейшей самореализации говорит, что приоритет знания для молодежи имеет формальное, аппликативное значение и обнаруживает серьезную проблему в практической ценности знания. Выпускники не умеют применять знания в действительности, можно говорить о разрыве формы и сущности образовательного процесса. Количественная сторона, информированность, превалирует над качественным знанием. Этот разрыв - также следствие восприятия учащихся в качестве объекта образования, пассивной воспринимающей “tabula rasa”.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.