Свобода и нравственное развитие личности, страница 2

В мире есть только две вещи, подумав о которых я наполняюсь все новым и новым содержанием — это звездное небо надо мной и моральный закон  во мне — результат “критической  способности суждения” великого мыслителя Иммануила Канта, примерившего две трансцендентные сущности — красоту природы и красоту души — в творческой деятельности человеческого гения. Основой такой деятельности и служит категорический императив: поступай таким образом, чтоб максима твоей воли имела силу всеобщего законодательства[1].  Это значит, что мотив деятельности каждого человека должен быть моральным, т.е. соответствовать вневременным, подлинным ценностям человеческой природы, быть гуманным по своей сущности. Данный закон имеет силу этического  постулата — что важно одному человеку, то важно всем. Именно во всеобщей человеческой природе, в его разумности, совпадают цель, средства и принцип человеческой деятельности как одного человека, так и всего сообщества. Максима человеческой воли — это момент органического единства знания принципа деятельности и акта деятельности. Это выбор морального HOMO SAPIENS.  Это выбор свободного человека. Познание необходимости — лишь первый шаг на пути к свободе. Только на уровне моральности необходимость теряет свое качество внешне детерминированной обязанности и становится понятием долга. Долг имманентен природе морального закона; поэтому противоречащая нравственным ценностям, навязанная личности внешняя необходимость не может стать ее долгом.

Итак, свободный человек — это человек, деятельность которого основана на знании морального долга. Счастливый и свободный человек тот, чья деятельность, условия и возможности самореализации не противоречат законам морали — что является сутью гармоничной личности.

Свободный, счастливый, гармоничный человек — человек, знающий свою моральную природу и действующий в соответствии с ней. Но мораль предполагает единство двух моментов:  знание природы личного блага и знание природы блага всех. Социальная свобода — это мера возможности личности на самоосуществление. Для того, чтобы достичь этой цели, необходим компромисс между необходимостью и свободой: справедливость, обеспечивающая возможности и предметы первой необходимости для всех; свобода использования возможностей, не нарушающая справедливости. Справедливость и свобода имеют разные области применения: область справедливости — внешние условия достойной жизни; область свободы — поиск личного счастья или того, что составляет представление человека о благополучии.


1.2. Нравственные аспекты отношения личности и общества

Отношение индивида и общества — это то взаимоотношение частного и общего, которое не терпит акцента на одном из составных. В равной степени  здесь важно и качество общества и качество воспитанника. Хороший урожай дает хорошая почва.

Может ли гармоничный человек жить и творить в негармоничном обществе? Конечно же, нет, так как его конечность, его индивидуальное бытие есть только форма всеобщей природы человека. “Благо каждого есть благо всех” — условие и принцип человеческой организации. Поэтому люди определены обществом, и эта определенность должна им быть не чуждой. Разумный выбор возможности является условием деятельности свободного человека. Современная система общества такова, что политические, экономические, юридические и все прочие социальные свободы (право выбора) как возможности, становятся реальными к моменту совершеннолетия. К этому моменту молодой гражданин должен быть готов сделать выбор — осуществить свое право на социальные свободы и в полной мере нести личную ответственность за сделанный выбор.