Свобода и нравственное развитие личности, страница 7

Сам социальный портрет, его зарисовка — контур общества, мера возможности молодых людей, осуществляющих свой выбор. Уровень самочувствия есть степень их реализованности на момент выбора, индикатор социальных процессов, указывающий вероятную направленность их реализации:  активную или пассивную, созидательную или разрушительную  по своему содержанию. Потому и важен мониторинг образовательной системы, что зная качество результата этой структуры  (социальный портрет выпускника) можно с большой долей уверенности не только указать тенденции будущего, но уже в самой реальности откорректировать её, создать достаточные основания для того, чтобы это будущее было ориентированно на подлинную природу свободного общества.

Молодежь сегодня вынуждена делать свой выбор в условиях системы, которая не обеспечивает подлинного, гуманного и нравственного основания этого выбора. Хочется думать, что оптимизм (стремление к лучшему) молодых отчасти не только восполнит нынешнюю историческую погрешность нашего несвободного общества, но и станет залогом его будущей свободы и возрождения. Оптимизм — то основание всеобщей человеческой природы, которая вопреки исторической форме несовершенства, подсказывает человеку о его подлинном назначении.

Остается одно — совершенствование процесса воспитания таким образом, чтобы человек был готов к выбору на основании знания подлинных, вневременных ценностей, полученных в результате человеческого развития. Новая парадигма образования и ставит такую цель: научить человека свободному выбору, тренировать его навыки, знания, умения до того, как этот выбор приходится делать на уровне жизненной стратегии.  Личностью не становятся по получении образовательного аттестата, личность —- это творческий человек, реализующий свои способности и имеющий для этого все условия,  общество лишь может подсказать ему о бесконечных возможностях человека и дать шанс быть свободным в их выборе.

Первая социальная практика — выбор возможности своего самоопределения — должна изучаться с целью выявить погрешности действующей системы образования, системы, дающей современному человеку точку отсчета ценностно-ориентированной жизни, а обществу — полноценную творческую личность, созидающую на основе принципа свободы в его диалектическом понимании, связанном с признанием противоречивого единства индивидуального и общественного интереса.

Литература

1.  Аристотель. Никомахова этика. Полное собрание сочинений из серии «Философское наследие» М.. 1969,  т. 4.

2.  Аналитический доклад о результатах социологического обследования учащихся 11 –х классов общеобразовательных школ//Выпускник 90-з:социальный портрет, Новосибирск-Бердск, 2001.С. 20-34

3.  Коган С.М. Лекции по этике и эстетике. Изд-во ЛГУ, 1988.

4.  Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. М.Полит издат.-1988


Глоссарий

Экзистенциальный анализ - метод анализа личности (Л.Бинсвангер) во всей полноте и уникальности ее существования. Экзистенциальный анализ исходит из того, что подлинное бытие личности обнаруживается благодаря углублению личности в себя с целью выбора не зависимого ни от чего внешнего "жизненного плана".

Императив категорический, безусловное повеление нравственного долга. У Канта формулируется: "действуй так, чтобы правило твоей деятельности могло стать общим законом".



[1] Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. М.Полит издат.-1988

[2] Коган С.М. Лекции по этике и эстетике. Изд-во ЛГУ, 1988.С. 54

[3] Аналитический доклад о результатах социологического обследования учащихся 11 –х классов общеобразовательных школ//Выпускник 90-з:социальный портрет, Новосибирск-Бердск, 2001.С. 20-34