Сам социальный портрет, его зарисовка — контур общества, мера возможности молодых людей, осуществляющих свой выбор. Уровень самочувствия есть степень их реализованности на момент выбора, индикатор социальных процессов, указывающий вероятную направленность их реализации: активную или пассивную, созидательную или разрушительную по своему содержанию. Потому и важен мониторинг образовательной системы, что зная качество результата этой структуры (социальный портрет выпускника) можно с большой долей уверенности не только указать тенденции будущего, но уже в самой реальности откорректировать её, создать достаточные основания для того, чтобы это будущее было ориентированно на подлинную природу свободного общества.
Молодежь сегодня вынуждена делать свой выбор в условиях системы, которая не обеспечивает подлинного, гуманного и нравственного основания этого выбора. Хочется думать, что оптимизм (стремление к лучшему) молодых отчасти не только восполнит нынешнюю историческую погрешность нашего несвободного общества, но и станет залогом его будущей свободы и возрождения. Оптимизм — то основание всеобщей человеческой природы, которая вопреки исторической форме несовершенства, подсказывает человеку о его подлинном назначении.
Остается одно — совершенствование процесса воспитания таким образом, чтобы человек был готов к выбору на основании знания подлинных, вневременных ценностей, полученных в результате человеческого развития. Новая парадигма образования и ставит такую цель: научить человека свободному выбору, тренировать его навыки, знания, умения до того, как этот выбор приходится делать на уровне жизненной стратегии. Личностью не становятся по получении образовательного аттестата, личность —- это творческий человек, реализующий свои способности и имеющий для этого все условия, общество лишь может подсказать ему о бесконечных возможностях человека и дать шанс быть свободным в их выборе.
Первая социальная практика — выбор возможности своего самоопределения — должна изучаться с целью выявить погрешности действующей системы образования, системы, дающей современному человеку точку отсчета ценностно-ориентированной жизни, а обществу — полноценную творческую личность, созидающую на основе принципа свободы в его диалектическом понимании, связанном с признанием противоречивого единства индивидуального и общественного интереса.
1. Аристотель. Никомахова этика. Полное собрание сочинений из серии «Философское наследие» М.. 1969, т. 4.
2. Аналитический доклад о результатах социологического обследования учащихся 11 –х классов общеобразовательных школ//Выпускник 90-з:социальный портрет, Новосибирск-Бердск, 2001.С. 20-34
3. Коган С.М. Лекции по этике и эстетике. Изд-во ЛГУ, 1988.
4. Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. М.Полит издат.-1988
Глоссарий
Экзистенциальный анализ - метод анализа личности (Л.Бинсвангер) во всей полноте и уникальности ее существования. Экзистенциальный анализ исходит из того, что подлинное бытие личности обнаруживается благодаря углублению личности в себя с целью выбора не зависимого ни от чего внешнего "жизненного плана".
Императив категорический, безусловное повеление нравственного долга. У Канта формулируется: "действуй так, чтобы правило твоей деятельности могло стать общим законом".
[1] Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. М.Полит издат.-1988
[2] Коган С.М. Лекции по этике и эстетике. Изд-во ЛГУ, 1988.С. 54
[3] Аналитический доклад о результатах социологического обследования учащихся 11 –х классов общеобразовательных школ//Выпускник 90-з:социальный портрет, Новосибирск-Бердск, 2001.С. 20-34
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.