Взаимодействие личности и общества — взаимообусловливающие моменты диалектического единства, которое является источником нравственного прогресса.
Процесс самоопределения для молодых людей становится первой социальной практикой на их жизненном пути. Что они чувствуют и переживают в этот момент, о чем думают и на что надеются — красочные штрихи портрета, выступающего перед нами в зеркале социальной действительности, портрета творца будущего, человека своего времени. В этом зеркале отражены не только его социальное самочувствие, но также все погрешности и успехи действующей системы, дающей молодому человеку точку отсчета ценностно-ориентированной жизни, а обществу — полноценную творческую личность, созидающую на основе принципа нравственного долга перед обществом.
2. Мотивация выбора молодежи - показатель социальной зрелости личности.
Кто делает выбор своей деятельности на рубеже веков и каков приоритет ценностей творцов нового столетия?
Портрет молодого человека, делающего свой выбор, вызывает симпатию. Высокий уровень успеваемости: 37,9% учатся на “хорошо и отлично”, 47,6% — на “хорошо и удовлетворительно”. Если принять во внимание, что учеба — это основной показатель творческой активности учащихся, то можно предположить, что чаяния молодых строятся на реальной почве. Прагматическая направленность молодых-- статус образованности, высокий денежный доход и карьеру предпочитают всему остальному четверо из десяти опрошенных — соответствует духу времени. Тем не менее, треть респондентов ориентирована на реализацию моральных ценностей: стать интеллектуальными, получить знания, самосовершенствоваться, что говорит о здоровой природе духовности подрастающей смены поколения[3].
Позитивные успехи в своей деятельности дают шанс молодежи с уверенностью смотреть в свое будущее (44,7%), примерно такое же количество учащихся со смешанным чувством вступает в самостоятельную жизнь. Будущее вызывает тревогу у 20% из тех, кто слабо реализовал себя в учебе. Посмотрим следующую таблицу:
Распределение ответов на вопрос “Как ты думаешь, что из перечисленного ты сможешь иметь в будущем?”, %
Цели |
все |
ранг |
отл. |
ранг |
троеч |
ранг |
¨ Высшее образование |
69,6 |
1 |
84,9 |
1 |
44,6 |
5 |
¨ Работа по душе |
66,6 |
2 |
67,3 |
2 |
61.9 |
1 |
¨ Дружная крепкая семья |
57,0 |
3 |
61,5 |
3 |
51,8 |
4 |
¨ Самому решать, как жить |
55,7 |
4 |
55,2 |
5 |
67,6 |
2 |
¨ Хорошая собственная квартира |
54,0 |
5 |
56.9 |
4 |
54,7 |
3 |
Достижимые цели в данной таблице выстраивают и жизненную стратегию молодежи, ориентацию на социальную стабильность. И это на фоне современной ситуации вполне объяснимо. Внешняя определенность, форма “вписанности” в то, что выстраивает “пантеон” социального благополучия по меркам современных нравов, дает ощущение стабильности и уверенности. Образование, семья, профессиональная принадлежность суть те слагаемые, которые организуют формулу жизненного успеха.
Проанализируем следующую ситуацию, имеющую непосредственное отношение к исследуемой проблеме. Насколько ценностна для молодежи степень личной свободы, зашифрованная в позиции “самому решать, как жить”?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.