Свобода и нравственное развитие личности, страница 4

Взаимодействие личности и общества — взаимообусловливающие моменты диалектического единства, которое является источником нравственного прогресса.

Процесс самоопределения для молодых людей становится первой социальной практикой  на их жизненном пути. Что они чувствуют и переживают в этот момент, о чем думают и на что надеются — красочные штрихи портрета, выступающего перед нами в зеркале социальной действительности, портрета творца будущего, человека своего времени. В этом зеркале отражены не только его социальное самочувствие, но также все погрешности и успехи действующей системы, дающей молодому человеку точку отсчета ценностно-ориентированной жизни, а обществу — полноценную творческую личность, созидающую на основе принципа нравственного долга перед обществом.


2. Мотивация выбора молодежи - показатель социальной зрелости личности.

Кто делает выбор своей деятельности на рубеже веков и каков приоритет ценностей  творцов нового столетия?

Портрет молодого человека, делающего свой выбор, вызывает симпатию. Высокий уровень успеваемости: 37,9% учатся на “хорошо и отлично”, 47,6% — на “хорошо и удовлетворительно”. Если принять во внимание, что учеба — это основной показатель творческой активности учащихся, то можно предположить, что чаяния молодых строятся на реальной почве.  Прагматическая направленность молодых-- статус образованности, высокий денежный доход и карьеру предпочитают всему остальному четверо из десяти опрошенных — соответствует духу времени. Тем не менее, треть респондентов ориентирована на реализацию моральных ценностей: стать интеллектуальными, получить знания, самосовершенствоваться, что говорит о здоровой природе духовности подрастающей смены поколения[3].

Позитивные успехи в своей деятельности дают шанс молодежи с уверенностью смотреть в свое будущее (44,7%), примерно такое же количество учащихся со смешанным чувством вступает в самостоятельную жизнь. Будущее вызывает тревогу у 20% из тех, кто слабо реализовал себя в учебе.        Посмотрим следующую таблицу:

Распределение ответов на вопрос “Как ты думаешь, что из перечисленного ты сможешь иметь в будущем?”, %

Цели

все

ранг

отл.

ранг

троеч

ранг

¨  Высшее образование

69,6

1

84,9

1

44,6

5

¨  Работа  по душе

66,6

2

67,3

2

61.9

1

¨  Дружная крепкая семья

57,0

3

61,5

3

51,8

4

¨  Самому решать, как жить

55,7

4

55,2

5

67,6

2

¨  Хорошая собственная квартира

54,0

5

56.9

4

54,7

3

          Достижимые цели в данной таблице выстраивают и жизненную стратегию молодежи, ориентацию на социальную стабильность. И это  на фоне современной  ситуации  вполне объяснимо. Внешняя определенность, форма “вписанности” в то, что выстраивает  “пантеон” социального благополучия по меркам современных нравов, дает ощущение стабильности и уверенности. Образование, семья, профессиональная принадлежность суть те слагаемые, которые организуют  формулу жизненного успеха.

Проанализируем следующую ситуацию, имеющую непосредственное отношение к исследуемой проблеме. Насколько ценностна для молодежи степень личной свободы, зашифрованная в позиции “самому решать, как жить”?