Мировая торговля. Основные концепции мировой торговли. Внешнеэкономические отношения

Страницы работы

Содержание работы

Тема 2. Мировая торговля. Основные концепции мировой торговли

Мировая (внешняя) торговля – обмен товарами и услугами между национальными хозяйствами.

Закономерности и тенденции развития мировой торговли и влияние внешнеторговых отношений на развитие национальных экономик пристально изучаются сегодня ведущими мировыми учеными, так как сегодня развитие экономики любой страны невозможно без ее участия в мировом обмене товарами и услугами. Впервые отметили это и попытались создать концепцию, объясняющую причины внешней торговли и ее влияние на рост благосостояния нации, меркантилисты. Они предлагали установить жесткий контроль над этой сферой со стороны государства с разнообразными формами государственного вмешательства во внешнюю торговлю. Так, меркантилисты считали, что государство должно:

- поддерживать положительный торговый баланс (экспорт больше импорта), так как это позволит обеспечить приток золота в страну;

- регулировать внешнюю торговлю с целью увеличения экспорта
и ограничения импорта с помощью специальных инструментов торговой политики (тарифов, квот и пр.);

- запретить или ограничить вывоз сырья из страны и разрешить беспошлинный ввоз сырья, которое отсутствует внутри страны, что, по их мнению, позволило бы удерживать низкие цены на экспортную продукцию;

- запретить торговлю колоний со странами, не являющимися метрополиями. Запретить колониям производить и продавать готовую продукцию. Они считали, что колонии должны оставаться производителями и поставщиками сырья.

Меркантилисты внесли серьезный вклад в теорию международной торговли: они впервые подчеркнули ее значимость, разработали одну из моделей ее развития, описали функции государства при регулировании внешней торговли. Но их концепция имеет ряд серьезных ограничений: они не видели реальной роли производства, считая золото единственной формой богатства народов; и что обогащение одних стран возможно только за счет обнищания других.

Следующий шаг в развитии теорий международной торговли сделали представители классической школы. Теоретическая концепция внешней торговли А. Смита (1723 – 1790) известна как теория абсолютных преимуществ. Модель А. Смита существенно упрощает реальные отношения в национальном хозяйстве и мире, для того чтобы абстрагируясь от многого, легче было увидеть то главное, что определяет взаимовыгодность внешней торговли и ее значение для национальных экономик. Основные допущения в теории А. Смита:

1) эта теория исходит из наличия только двух стран;

2) страны производят только два товара;

3) единственный фактор производства – труд;

4) издержки производства постоянны;

5) отсутствуют транспортные расходы.

Условие абсолютного преимущества означает, что одной стране требуется меньше времени на производство единицы товара, чем другой. Исходя из факта неравенства издержек производства оди-наковых товаров в разных странах, Смит первый ответил на вопрос, какие товары следует экспортировать, а какие импортировать. По теории абсолютных преимуществ товары, производимые с низкими издержками, надо экспортировать, а те, на которые внутри страны тратится больше, чем за ее границами, следует импортировать. Ситуацию абсолютного преимущества иллюстрирует следующий пример (табл. 1).

Таблица 1

Внешнеэкономические отношения Англии и Португалии

Англия

Португалия

Одну бочку вина производят 120 чел.

Одну бочку вина производят 80 чел.

Один рулон сукна производят 70 чел.

Один рулон сукна производят 90 чел.

В этом примере Англия обладает абсолютным преимуществом в издержках производства при выпуске сукна, а Португалия – при изготовлении вина. Очевидно, что в этой ситуации Англии следует специализироваться на производстве сукна и обменивать его на португальское вино, а Португалии целесообразно производить только вино и менять его на английское сукно. Специализация стран на товарах, в производстве которых они обладают абсолютным преимуществом, позволяет обеспечить общую экономию затрат в торгующих странах, поскольку каждая из них производит те товары, на которые она затрачивает меньше ресурсов, чем другие страны.
Смит А. сформулировал этот вывод так: «Основное правило каждого благоразумного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовить дома такие предметы, изготовление которых обойдется дороже, чем при покупке их на стороне… . То, что представляется разумным в образе действия любой частной семьи, вряд ли может оказаться неразумным для всего королевства. Если какая-либо чужая страна может снабдить нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы в состоянии изготовить его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом» (Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М., 1962. - С.333).

Похожие материалы

Информация о работе