В международной экономике, однако, взаимодействуют друг с другом не столько страны, как это следует из всех классических и неоклассических теорий и концепций, обосновывающих экономи-ческую эффективность международной торговли, сколько фирмы, домохозяйства, правительства стран и международные организации. Специфика каждого из этих экономических субъектов не может не повлиять на общий уровень эффективности их экономических взаимодействий. Современные теоретические концепции между-народной торговли делают попытку учесть это влияние.
В конце 1980-х годов. американский исследователь М. Портер на основе изучения практики компаний 10 ведущих индустриальныхстран (Швейцарии, Швеции, Германии, Италии, Южной Кореи, Японии, Сингапура, Великобритании, США и Франции), на которые при-ходится почти половина мирового экспорта, выдвинул концепцию «международной конкурентоспособности наций». В фундамен-тальной монографии М. Портера «Международная конкуренция», опубликованной на русском языке уже более десяти лет назад, раскрыто понятие международной конкурентоспособности применительно к национальной экономике в целом и отдельной компании в ее составе. Подводя итоги многолетнему исследованию конкурентных возможностей десяти национальных экономик, М. Портер приходит к выводу о том, что возможности проникновения и закрепления на рынках факторов, товаров и услуг других стран определяются:
во-первых, остротой конкурентной борьбы между фирмами на внутреннем национальном рынке;
во-вторых, национальной спецификой бизнеса, задаваемой как наличием, так и отсутствием в национальном хозяйственном пространстве условий и факторов эффективного хозяйства.
Необходимость появления нового определения конкурентоспособности, даже новой парадигмы в анализе этого феномена М. Портер связывает с изменением характеристик мировой и между-народной экономики в условиях глобализации, т.е. в условиях, когда классические объяснения успешности предпринимательской деятель-ности в международной сфере, предложенные А. Смитом и Д. Рикардо, оказываются недостаточными. По существу, М. Портер предлагает новую теорию международной экономики, расширяющееся пространство которой зависит не столько от общих характеристик национального бизнеса, сколько от остроты конкуренции компаний на национальном рынке. Чем он выше, тем, по Портеру, вероятнее выход национальных компаний, а следовательно, и национальных экономик в международное экономическое пространство, в международную конкурентную среду, в международную экономику.
Портер М. предлагает различать четыре стадии развития конкурентоспособности и национальной экономики. Для первой стадии характерна конкуренция на основе факторов производства, на второй – на основе инвестиций, на третьей – на основе нововведений и на четвертой – на основе богатства, воплощающегося в полезностных характеристиках продукции и услуг. Теория М. Портера послужила основой для выработки рекомендаций по государственной политике повышения конкурентоспособности национальных товаров в ряде развитых стран в 90-е годы XX века.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключается смысл и ограниченность меркантилистской теории внешней торговли ?
2. Дайте определение закона абсолютных преимуществ. При каких условиях он выполняется ?
3. Определите суть теории сравнительных преимуществ и условия ее выполнения.
4. В чем выражается выигрыш от торговли ?
5. Дайте определение понятий фактороизбыточности страны и фактороинтенсивности товаров.
6. Сформулируйте основные положения теории Хекшера Олина.
7. В чем заключается «парадокс Леонтьева» ? Почему его нельзя считать полным опровержением теории Хекшера - Олина ?
8. Дайте определение понятию «условия торговли» ? Как условия торговли влияют на распределение выигрыша от торговли ?
9. Какие компоненты играют главную роль при выходе фирмы на мировой рынок согласно теории М. Портера ?
10. Если страна имеет сравнительное преимущество в производстве некоторого товара, означает ли это, что она имеет абсолютное преимущество в его производстве ?
11. Если страна имеет абсолютное преимущество в производстве некоторого товара, означает ли это, что она имеет сравнительное преимущество в его производстве ?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.