Мировая торговля. Основные концепции мировой торговли. Внешнеэкономические отношения, страница 6

В международной экономике, однако, взаимодействуют друг с другом не столько страны, как это следует из всех классических и неоклассических теорий и концепций, обосновывающих экономи-ческую эффективность международной торговли, сколько фирмы, домохозяйства, правительства стран и международные организации. Специфика каждого из этих экономических субъектов не может не повлиять на общий уровень эффективности их экономических взаимодействий. Современные теоретические концепции между-народной торговли делают попытку учесть это влияние.

В конце 1980-х годов. американский исследователь М. Портер на основе изучения практики компаний 10 ведущих индустриальныхстран (Швейцарии, Швеции, Германии, Италии, Южной Кореи, Японии, Сингапура, Великобритании, США и Франции), на которые при-ходится почти половина мирового экспорта, выдвинул концепцию «международной конкурентоспособности наций». В фундамен-тальной монографии М. Портера «Международная конкуренция», опубликованной на русском языке уже более десяти лет назад, раскрыто понятие международной конкурентоспособности применительно к национальной экономике в целом и отдельной компании в ее составе. Подводя итоги многолетнему исследованию конкурентных возможностей десяти национальных экономик, М. Портер приходит к выводу о том, что возможности проникновения и закрепления на рынках факторов, товаров и услуг других стран определяются:

во-первых, остротой конкурентной борьбы между фирмами на внутреннем национальном рынке;

во-вторых, национальной спецификой бизнеса, задаваемой как наличием, так и отсутствием в национальном хозяйственном простран­стве условий и факторов эффективного хозяйства.

Необходимость появления нового определения конкуренто­способности, даже новой парадигмы в анализе этого феномена М. Портер связывает с изменением характеристик мировой и между-народной экономики в условиях глобализации, т.е. в условиях, когда классические объяснения успешности предпринимательской деятель-ности в международной сфере, предложенные А. Смитом и Д. Рикардо, оказываются недостаточными. По существу, М. Портер предлагает новую теорию международной экономики, расширяющееся простран­ство которой зависит не столько от общих характеристик национального бизнеса, сколько от остроты конкуренции компаний на национальном рынке. Чем он выше, тем, по Портеру, вероятнее выход национальных компаний, а следовательно, и национальных экономик в международное экономическое пространство, в международную конкурентную среду, в международную экономику.

Портер М. предлагает различать четыре стадии развития конкурентоспособности и национальной экономики. Для первой стадии характерна конкуренция на основе факторов производства, на второй – на основе инвестиций, на третьей – на основе нововведений и на четвертой – на основе богатства, воплощающегося в полезностных характеристиках продукции и услуг. Теория М. Портера послужила основой для выработки рекомендаций по государственной политике повышения конкурентоспособности национальных товаров в ряде развитых стран в 90-е годы XX века.


Вопросы для самоконтроля

1.  В чем заключается смысл и ограниченность меркантилистской теории внешней торговли ?

2.  Дайте определение закона абсолютных преимуществ. При каких условиях он выполняется ?

3.  Определите суть теории сравнительных преимуществ и условия ее выполнения.

4.  В чем выражается выигрыш от торговли ?

5.  Дайте определение понятий фактороизбыточности страны и фактороинтенсивности товаров.

6.  Сформулируйте основные положения теории Хекшера Олина.

7.  В чем заключается «парадокс Леонтьева» ? Почему его нельзя считать полным опровержением теории Хекшера - Олина ?

8.  Дайте определение понятию «условия торговли» ? Как условия торговли влияют на распределение выигрыша от торговли ?

9.  Какие компоненты играют главную роль при выходе фирмы на мировой рынок согласно теории М. Портера ?

10.  Если страна имеет сравнительное преимущество в производстве некоторого товара, означает ли это, что она имеет абсолютное преимущество в его производстве ?

11.  Если страна имеет абсолютное преимущество в производстве некоторого товара, означает ли это, что она имеет сравнительное преимущество в его производстве ?