Мировая торговля. Основные концепции мировой торговли. Внешнеэкономические отношения, страница 4

Эта теория подвергалась многочисленным эмпирическим про-веркам: действительно ли структура внешней торговли определяется относительными различиями в наделенности факторами производства? В 1953 г. американский экономист Василий Леонтьев опубликовал результат статистической проверки теории и теоремы Хекшера- Олина с помощью модели межотраслевого баланса (модели «затраты – выпуск»). После второй мировой войны США были страной с высоким насыщением капиталом и дефицитом труда, следовательно, в соответствии с проверяемой теорией, США должны были экспор-тировать капиталоемкую продукцию, а импортировать трудоемкую. Вопреки ожидаемым результатам американский импорт оказался на треть более капиталоемким, чем экспорт. Этот результат стал известен как «парадокс Леонтьева». Одно из объяснений этого парадокса заключается в том, что США раньше других промышленно развитых стран достигли преимуществ в создании новых наукоемких товаров. Поэтому в экспорте значительное место занимали товары с высоким удельным весом затрат на квалифицированную (а значит, и дорогую) рабочую силу. Попытки разгадать парадокс Леонтьева привели к введению в модель международной торговли более детального представления капитала и труда – обрабатываемой земли, квалифи-цированных кадров и т.д. Оказалось, что фактически в рассмотренный В. Леонтьевым период США являются чистым экспортером товаров, в производстве которых используются обрабатываемая земля и научно-технические кадры. Следовательно, избыточными факторами для США является не весь капитал, как было принято считать, а обрабатываемая земля и квалифицированные кадры, а значит, состав экспорта-импорта США не опровергает, а подтверждает теорию Хекшера-Олина. Парадокс Леонтьева предостерегает от излишне пря-молинейного использования выводов теории Хекшера - Олина в практических целях.  

Еще более общая модель эффективных международных эконо-мических взаимодействий, именуемая в учебниках стандартной моделью международной торговли, была предложена Г. Хаберлером. Для подавляющего большинства отраслей экономики характерны не постоянные, а возрастающие альтернативные издержки, когда затраты растут вместе с расширением выпуска продукции. Это находит отражение в кривой производственных возможностей, вогнутой по отношению к началу координат. Анализируя равновесие до начала внешней торговли стран и в условиях внешней торговли, автор определяет причину, толчок к развитию внешней торговли в неравен­стве относительных цен товаров в этих странах. В соответствии с этой теорией точка равновесия будет находиться там, где количество това-ра Х, которое хочет экспортировать одна страна, будет равняться количеству товара Х, которое хочет импортировать другая страна, а количество товара Y, которое вторая страна хочет экспортировать, будет равняться количеству товара Y, которое первая страна хочет импортировать. Обе страны выигрывают, перемещаясь на более высо-кие кривые безразличия (получают большую полезность). Внешняя торговля в этой модели не приводит к полной специализации стран, так как с того момента, когда относительные цены становятся одинаковыми, для обеих стран становится невыгодно далее расширять производство товара своего сравнительного преимущества за счет сокращения производства другого товара. Торговля для каждой страны имеет экономический смысл только в том случае, если страна получает какой-то выигрыш от торговли. По своей природе такой выигрыш складывается из двух эффектов – из эффекта от обмена и эффекта от специализации. Первый эффект возникает, если национальная цена произведенного в стране товара ниже мировой. В этом случае, даже не увеличивая производства такого товара, можно продать некоторое его количество на мировом рынке по более высокой мировой цене. Потребление при этом возрастет, поскольку кривая безразличия переместится в новое, более высокое положение, а новая точка потребления окажется выше прежней точки В. Эффект от специализации – это повышение благосостояния страны вследствие того, что она в условиях внешней торговли сосредоточила усилия на производстве товаров, по которым она имеет относительное преимущество. Специализация меняет положение точки равновесия на КПВ.