Операции на мозговом и лицевом отделах головы и их топографо-анатомические обоснования

Страницы работы

11 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ОПЕРАЦИИ НА МОЗГОВОМ И ЛИЦЕВОМ ОТДЕЛАХ ГОЛОВЫ И ИХ ТОПОГРАФО-АНАТОМИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ

Практическое занятие №10

Т Е М А

ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ МОЗГОВОГО ОТДЕЛА ГОЛОВЫ И ОПЕРАЦИИ НА НЕМ

Цель и учебные задачи. В результате проведенного занятия обучающиеся должны: знать – топографическую анатомию лобно-теменно-затылочной, височной и сосцевидной областей, их зоны иннервации и васкуляризации, хирургическую анатомию оболочек головного мозга, подоболочечных пространств, венозных синусов и ликворных цистерн, принципы первичной хирургической обработки ран мозгового отдела головы, способы остановки кровотечения из мягких тканей головы, костей черепа, оболочек и вещества мозга, сущность основных этапов костно-пластической трепанации черепа; уметь - подобрать специальный хирургический инструментарий для операций на мозговом отделе головы, ориентироваться в операционной ране в пределах изучаемых областей, выполнять на трупе под руководством преподавателя резекционную трепанация черепа; быть ознакомленными – с индивидуальными различиями в форме черепа и их значением для хирургической практики; иметь опыт - ориентировки в операционной ране в пределах изучаемых областей, пользования специальным хирургическим инструментарием.

Учебные вопросы и задания для подготовки к практическим занятиям

1.Изучить топографическую анатомию лобно-теменно-затылочной, височной и сосцевидной областей, их васкуляризацию и иннервацию. Оболочки головного мозга, основные венозные синусы, подоболочечные пространства, цистерны.

2. Изучить технику костно-пластической трепанации в теменно-височной области (анатомические обоснования основных этапов), методы остановки кровотечения из средней оболочечной артерии и ее ветвей.

3. Изучить технику первичной хирургической обработки ран черепа. Способы остановки кровотечения из мягких тканей головы, костей черепа, из синусов твердой мозговой оболочки, вещества мозга.

4.  Изучить специальный хирургический инструментарий для операций на черепе (приложение 1).

Методические указания и задания для работы на практическом занятии

1. Письменный опрос методом заполнения контрольных карт (10 мин).

2. Изучение границ мозгового отдела головы (5 мин). Преподаватель распределяет обязанности препарирующего, ассистента и операционной сестры. На трупе и препаратах черепа изучают внешние ориентиры, границы мозгового отдела головы, деление на области.

3. Изучение топографической анатомии лобной области (20 мин). Выкраивают прямоугольный лоскут шириной 3-4 см основанием на верхнем крае орбиты (рис. 7).

Рис. 7. Форма и направление кожных разрезов при изучении топографической анатомии мозгового отдела головы.

Изучают слои, их особенности и содержащиеся образования (сосуды, нервы, зоны их распространения, индивидуальные различия). Обосновывают места проводниковой анестезии нервов, ориентиры. Используя препараты и таблицы, изучают слои в теменной и затылочной областях, их особенности; общее расположение основных сосудов и нервов в подкожной клетчатке, связи артерий с соединительнотканными перемычками и их значение при разрезах (сильная кровоточивость). Уясняют отличия подкожной , подапоневротической и поднадкостничной гематом в связи с анатомическими особенностями слоев. Осмысливают необходимость радиальных разрезов при операциях, особенности местной анестезии. Подчеркивают единство кожи, клетчатки, апоневроза, способствующее возникновению скальпированных ран. Изучают особенности фиксации надкостницы, строение костей черепа, обращая внимание на расположение диплоетических вен и их связи с венами покровов черепа и оболочек мозга, на локализацию эмиссариев и их различия. Оценивают возможные пути распространения воспалительных процессов по венам.

4. Изучение топографической анатомии височной области (25 минут). Смена хирургической бригады. Выкраивают дугообразный лоскут в височной области основанием на скуловой дуге таким образом, чтобы мягкие ткани над сосцевидным отростком оставались интактными (рис. 7). В процессе препаровки обращают внимание на отличия кожи и подкожной клетчатки в сравнении с лобно-теменно-затылочной областью. В подкожной клетчатке между кожей и поверхностной фасцией, являющейся продолжением сухожильного шлема, находят поверхностную височную артерию и вену и ушно-височной нерв, располагающийся обычно позади артерии. Поверхностная фасция постепенно теряется в клетчатке лица. Отпрепароровывая височный апоневроз, обращают внимание на то, что он состоит из двух листков, поверхностного и глубокого, которые расходятся вблизи скуловой дуги, причем поверхностный листок прикрепляется к скуловой дуге снаружи, а глубокий, более плотный, к этой же дуге снутри. Подчеркивают возможность взятия участка апоневроза для пластики дефекта твердой мозговой оболочки, синусов. Между листками заключен второй слой жировой клетчатки – межапоневротический. Оценивают возможности изолированных гематом и гнойников. Под глубоким листком височного апоневроза, между ним и мышцей, лежит третий слой клетчатки, подапоневротический, переходящий в жировое скопление щеки. Исследуют лопаточкой Буяльского протяженность щели между апоневрозом и височной мышцей книзу, осмысливают локализацию гематом и гнойных затеков, возможность их распространения за пределы височной области (лопаточкой Буяльского или корнцангом проходят за скуловой дугой в боковую область лица).

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Хирургия
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
69 Kb
Скачали:
0