ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ
Цель и учебные задачи. В результате проведенного занятия курсанты должны: знать — топографию сосудов и нервов верхней конечности, костно-фасциальные футляры и клетчаточныепространства, а также пути распространения гематом и гнойных затеков при ранениях; уметь - ориентироваться в анатомииран плеча и предплечья, выполнять на трупе футлярную новокаиновую блокаду плеча ипредплечья; быть ознакомленными — с индивидуальными различиями в строении итопографии сосудов инервов верхней конечности, иметь опыт - послойного препарирования тканей и ориентировки в изучаемых областях, правильного использования общехирургических инструментов.
Учебные вопросы и задания для подготовки к практическому занятию
1. Изучить топографическую анатомиюподмышечной области, области плеча, локтевой области и области предплечья (границы, ориентиры, территории кожной иннервации, особенности слоев, хирургическая анатомия сосудисто-нервных пучков, фасциальные пространства и межмышечные щели, пути распространения гнойников и гематом, лимфатические образования).
2. Ознакомиться с анатомическими основами, порядком и техникой футлярных новокаиновых блокад плеча и предплечья.
3. Повторить название, предназначение и правила работы общехирургическими инструментами, усовершенствовать навыки завязывания узлов.
Методические указания и задания для работы на практическом занятии
1. Контроль исходного уровня знаний осуществляется путем заполнения контрольных карт (10 мин).
2. Общие организационные установки (5 мин). Преподаватель распределяет обязанности препарирующего, ассистента и сестры. На трупе определяют границы подмышечной области, дают характеристику слоям, имеющим значение в хирургии, уточняют зоны иннервации кожных нервов в пределах области. Операционная сестра оснащает рабочий столик инструментами в соответствии с перечнем приложения 1 (пр. занятия №1), уточняя название и предназначение каждого инструмента.
3. Препаровка подмышечной области (40 мин). Лоскут прямоугольной формы выкраивают по передним и боковым границам подмышечной ямки, основание лоскута ориентировано кзади (рис. 2).
Рис.2. Форма и направление кожных разрезов при изучении топографической анатомии областей верхней конечности.
Изучают особенности слоев, имеющие значение в хирургии. Войдя в подмышечную ямку, рассматривают топографию стенок ее и путем препаровки изучают состав сосудисто-нервного пучка, взаимоотношения сосудов, нервов, пучков плечевого сплетения на разных уровнях подмышечной впадины (под ключицей, на уровне малой грудной мышцы, ниже малой грудной мышцы).
Обращают внимание на формирование нервов и пучков плечевого сплетения, детали их топографии на разных уровнях.
Препарируют ветви подмышечной артерии (артерии, окружающие плечевую кость, подлопаточная артерия и ее ветви и сопровождающие их вены). Оценивают связи их с другими сосудами. Уясняют проекции артерии на нижнюю ипереднюю стенкиподмышечной впадины. При этом даются тonoграфо-анатомическне обоснования прямым иокольным оперативным доступам к сосудисто-нервному пучку и оперативным приемам, используемым при выделении его элементов. Изучают изменения топографии сосудисто-нервного пучка при изменении положения конечности (приведение иотведение плеча, ротация плеча) и разбирают значение этих смещений при операциях на сосудах инервах подмышечной впадины.
Изучают анатомию и топографию различных групп лимфатических узлов в подмышечной впадине с учетом путей притока иоттока лимфы, рассматривают взаимоотношение медиальной группы лимфатических узлов подмышечной впадины и длинного грудного нерва.
На трупе изучают взаимоотношения клетчаточного пространства подмышечной впадины с клетчаточным пространством под большой и малой грудными мышцами, с предлопаточной щелью, с поддельтовидным пространством, с фасциальными футлярамив области лопатки, плеча. Изучают возможные (наиболее вероятные) пути распространения гематом и гнойных затеков из подмышечной впадины при ранениях в этой области.
После окончания разбора лоскут кожи подшивают на место узловыми швами.
4. Изучение хирургической анатомии сосудисто-нервных пучков и фасциальных футляров в области плеча (25 мин). На трупе определяют границы передней и задней областей плеча, ориентиры, проекцию плечевой артерии, локтевого нерва, лучевого нерва, территории иннервации кожныхнервов. Преподаватель распределяет обязанности препарирующего и ассистентов.
Производят послойную препаровку в средней трети плеча на передне-медиальной стороне, выкраивают четырехугольный лоскут6X8 см основанием кзади (рис.2).
В процессе препарирования выделяют медиальную подкожную вену руки и медиальный кожный нерв предплечья. Изучают особенности фасции, ее отроги, фасциальные футляры. Препарируют основной сосудисто-нервный пучок плеча, рассматривают взаимоотношения срединного нерва, плечевой артерии иплечевых вен на разных уровнях, обращая внимание на неоднородность состава пучка, тесную взаимосвязь его элементов, наличие фасциального футляра, который может быть использован в практике(анестезия при операциях).
Уточняют коллатерали плечевой артерии, выделяют мышечно-кожный нерв ирассматривают его топографию. Препарируют локтевой нерв, изучают особенности его положения в нижней половине плеча, сопровождающие сосуды.
На препарате рассматривают топографию лучевого нерва на плече, обращая внимание на взаимоотношения его с плечевой костью (значение при переломах, наложении жгутов, производстве ампутаций и др.).
5. Изучение топографо-анатомических обоснований и техники футлярной новокаиновой блокады плеча по А.В.Вишневскому (5 мин).
На препаратах поперечных распилов плеча разбирают топографо-анатомические обоснования футлярной новокаиновой блокады плеча по Вишневскому и производят ее на трупе. При этом уясняют, на какие нервы воздействует раствор новокаина, введенный в передний и задний костно-фасциальные футляры плеча, и в каких областях конечности наступает анестезия.
6. Препаровка передней локтевой области (35 мин). Изучают границы локтевой области, костно-мышечные ориентиры, используемые в практике. Преподаватель распределяет обязанности препарирующего, ассистентов и сестры.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.