ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра гематологии и клинической иммунологии
Для пpеподавателей
Экз.________
"УТВЕРЖДАЮ"
НАЧАЛЬНИК КАФЕДРЫ
полковник медицинской службы
"______"________________ 1997г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для пpоведения пpактических занятий на тему "Методы исследования кpови"
со слушателями VI факультета
Обсуждена на заседании кафедры
"__"____________1997 г.
Санкт-Петербург
1997г.
1. Тема: "Методы исследования крови"
2. Учебные группы: слушатели VI факультета.
3. Учебные и воспитательные цели.
3.1. Общая цель занятия:
- научить слушателей методам распознавания клеток периферической крови и костного мозга здоровых лиц;
- научить слушателей методам распознавания клеток костного мо зга и периферической крови больных анемиями, острыми и хроническими лейкозами, лимфомами, лейкопениями и агранулоцитозами;
- научить слушателей различным методам окраски цитологических препаратов;
- изучить цитохимические реакции, применяемые для дифференциальной диагностики острых лейкозов.
3.2. Частные цели занятия.
В результате практического занятия слушатели должны:
З Н А Т Ь:
- классификацию анемий и их клинические и лабораторные признаки;
- классификацию хронических лейкозов и их клинические и лабораторные признаки;
- классификацию острых лейкозов и их клинические и лабораторные признаки;
- классификацию лимфом и их клинические и лабораторные признаки;
- классификацию лейкопений и агранулоцитозов и их клинические и лабораторные признаки;
- современные цитохимические реакции, применяемые для дифференциальной диагностики гемобластозов.
У М Е Т Ь:
- правильно оценить цитологический препарат периферической крови и костного мозга в норме и при патологии;
- произвести подсчет лейкоцитарной формулы и миелограммы в норме и при патологии;
- оценить выявленные изменения;
- в результате проведенного исследования очертить диагностический поиск;
- наметить план дополнительных исследований.
ОЗНАКОМИТЬСЯ:
- с набором цитологических препаратов больных различными формами анемий;
- c набором цитологических препаратов больных острыми лейкозами;
- c набором цитологических препаратов больных хроническими лейкозами;
- c набором цитологических препаратов больных лейкопениями и агранулоцитозами;
- c набором цитохимических препаратов больных с различными видами гемобластозов.
4. Учебное время - 26 часов.
5. Учебное и материально-техническое обеспечение:
5.1. На практическом занятии проводится демонстрация больных с различными заболеваниями системы крови.
5.2. В качестве наглядных пособий используются:
5.2. Наглядные пособия:
- учебные таблицы: "Современная схема кроветворения";
"Классификация гемобластозов, анемий, лейкопений".
5.3. Технические средства обучения:
- слайды;
- учебные цитологические препараты здоровых лиц и больных с различными заболеваниями системы крови;
- цитологические препараты курируемых больных;
- атлас.
5.4. Рекомендуемая литература:
1). Абрамов М.Г. Гематологический атлас. - М.: Медицина, 1981.
2). Руководство по гематологии / Под редакцией А.И.Воробьева. - М.: Медицина, 1985.
3). Мазуров В.И., Климко Н.Н. Клиническая гематология.
- СПб., 1993.
4). Абрамов М.Г. Клиническая цитология. - М.: Медицина,
1974.
5). Учебное пособие по клиническим лабораторным методам исследования / Под редакцией Е.М.Тареева и А.В.Сумарокова. М.: Медицина, 1975.
6. План проведения занятия и расчет учебного времени:
№ п/пВиды и формы занятийучебное время, ч1.Введение2.Лекции по теме3.Самостоятельная подготовка слушателей к занятиям по теме4.Контроль базисных и исходного уровня знаний слушателей5.Самостоятельная работа слушателей:
а) курирование больных б) работа в лечебных диагностических кабинетах6.Семинары по теме7.Участие слушателей в утренней конференции8.Обходы больных со слушателями:
преподавателя начальника кафедры (его заместителя)9.Клинические разборы больных10.Участие в клинико - анатомической конференции11.Представление больных на ВВК12.Контрольные мероприятия (отчет, реферат, контрольная работа) по теме
7. Методика проведения занятия.
7.1. Вступительное слово преподавателя с освещением цели занятия и его содержания.
7.2. Контроль исходного уровня знаний слушателей.
С целью подготовки к практическому занятию преподаватель заранее выделяет слушателям перечень вопросов для самостоятельной работы по лабораторной диагностике заболеваний системы крови (Приложение N1). Формой контроля усвоения слушателями заданной темы является оценка современных классификаций заболеваний кроветворной системы, знание характеристик клеток эритроидного, миелоидного, лимфоидного и мегакариоцитарного рядов.
7.3. Краткий разбор со слушателями 2-3 гематологических больных.
Преподаватель освещает роль цитологических препаратов в диагностике заболеваний системы крови. Обращает внимание на клиническое значение изменения количества и качества эритроцитов, ретикулоцитов при анемиях и гемобластозах. Выясняется роль нейтрофилов в защите организма от инфекционных осложнений. Оценивается клиническое значение лимфоцитов, моноцитов, тромбоцитов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.