После подробного изучения карт и нанесения на них трассы мест расположения промежуточных, узловых и оконечных станций проектируемой линии строится продольный профиль каждого интервала линии связи.
Продольный профиль интервала представляет собой вычерченный в определенном масштабе вертикальный разрез местности по линии, соединяющей две соседние радиорелейные станции.
Высоты откладываются на профиле не по линиям, проходящим через центр Земли (т. е. по радиусу Земли), а по вертикали (по оси ординат) и отсчет их ведется не от горизонтальной линии профиля, а от линии кривизны земной поверхности, принимаемой за линию уровня моря или за условный нулевой уровень. Расстояния же между станциями откладываются не по криволинейной поверхности, а по горизонтали (оси абсцисс). При таком построении профиля земная поверхность изображается не окружностью, а параболой. Построение дуги земной кривизны (параболы) производится после определения расстояний между станциями и максимальной разности высот на поверхности земли, так как в зависимости от расстояний меняется масштаб по вертикали. Расстояния между станциями, а также наиболее низкие и наиболее высокие точки профиля интервала РРЛ связи определяются по данным топографических карт и затем вычисляется максимальная разность высот.
Для удобства профили трассы вычерчиваются в прямоугольной системе координат, откладывая расстояние от оси абсцисс, а высоты по оси ординат. Чтобы сохранить соответствие построенных на профиле высот показаниям карты отсчет высот производится относительно условного уровня моря.
Продольный профиль интервала строился относительно полученной таким образом линии земной поверхности, при этом по вертикали наносятся значения высот местности, взятой из топографической карты в точках пересечения линии трассы с горизонталями. Точки соединяются прямыми линиями, образуя аппроксимацию профиля ломаной линией. Затем чертеж профиля уточняется нанесением на него лесных массивов и водоемов.
Так как высоты антенных опор и отдельных точек рельефа несоизмеримо меньше длины участка трассы, то используются различные масштабы по вертикали и горизонтали. Высоты препятствий на поверхности земли измеряются в метрах, а расстояния между радиорелейными станциями − в километрах.
После выбора масштабов производится построение дуги земной кривизны. Линия, изображающая на профиле уровень моря (дуга земной кривизны) или условный нулевой уровень (условный горизонт) и имеющая вид параболы, рассчитывается по формуле:
где R3 = 6370 км – радиус Земли; R0 – расстояние между пунктами приема и передачи; R1 – расстояние до рассматриваемой точки.
Максимальная высота препятствия, создаваемого выпуклостью земной поверхности, для любой протяженности интервала R при Rx = R/2:
С достаточной для практических расчетов степенью точности R3 = 6370 км можно принять hxmax = 1,96 · 10−2 ·R2 м, где R выражено в км.
Для построения дуги земной кривизны достаточно определить Координаты нескольких точек (рис. 2в), например ABC (А'В'С'), Приняв абсциссы RA = 0,3·R0; RB = 0,6·R0; RC = R0;. Однако для более точного построения дуги земной кривизны удобно воспользоваться графиком рис.3. От дуги земной поверхности (рис. 2б) в определенном масштабе (см. табл. 1) откладывают высотные отметки точек профиля, полученные на основании данных топографических карт (рис. 2а), и соединяют точки прямыми линиями.
Таблица 1. Рекомендуемые масштабы расстояний и высот.
Максимальное расстояние между станциями, км |
Масштаб расстояний |
Максимальная разность высот, м |
Масштаб высот |
Максимальное расстояние между станциями, км |
Масштаб расстояний |
Максимальная разность высот, м |
Масштаб высот |
38 75 |
1:100000 1:200000 |
100 250 50 150 450 1100 |
1:500 1:500 1:1000 1:2000 1:4000 |
100 190 |
1:250000 1:500000 |
70 300 1000 5500 400 2200 5000 |
1:1000 1:2000 1:4000 1:2000 1:4000 1:10000 1:20000 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.