Искусство и его воспитательный потенциал с точки зрения психологии

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ИСКУССТВО И ЕГО ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

2013г.

Жуков Сергей Михайлович, доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Донецкого института железнодорожного транспорта. Искусство – это не просто своеобразный, специфический, а особый вид человеческой деятельности.

Целью представленной статьи является рассмотрение такого уникального явления, как искусство, механизмы его влияния на человека не только с педагогических позиций, но и с психологических, искусствоведческих и, даже, - философских. Проблемами искусства в том или ином ракурсе занимались: Б. Асафьев, А. Банфи, Л. Выготский, Х. Гадамер, В. Стасов,       В. Сухомлинский, Л. Толстой и многие другие. Каждый из них представлял свое видение этого феномена, но при этом все отмечали огромный потенциал искусства в плане формирования личности. Искусство невозможно без познания действительности, но познания своеобразного, если сравнивать его с научным познанием. Их общим объектом является окружающий нас мир, но подход к нему в каждом случае особый, что обусловлено их разным практическим предназначением. Обслуживая практику преобразования предметов действительности, наука познает эти предметы, их взаимодействия, их сущность, их объективные закономерности. Поэтому она рассматривает явления действительности вне - и независимо от отношения к ним человека. Нацеленное на формирование человека и его отношений к действительности, искусство отражает явления жизни непременно в связи с отношением к ним людей, познает и само это отношение, стремясь выявить те его формы, которые характерны для данного времени, для разных социальных групп и типов людей, обнажить его сущность, истоки, тенденции развития и многое другое. Поэтому художник ищет такие жизненные коллизии, в которых особенно явственно выступает сущность исследуемых им человеческих отношений, обращается к таким явлениям действительности, по отношению к которым всего отчетливее обнаруживается изучаемый им тип человеческой личности, даже если эти коллизии и эти явления сами по себе не представляют особого интереса. Специфический аспект художественного познания делает целесообразным изображение даже неправдоподобных и фантастических явлений, если так можно глубже проникнуть в сущность скрытых в обычных ситуациях пластов человеческих отношений.

Какие бы явления – подлинные или созданные воображением художника, характерные или неповторимые, правдоподобные или фантастические – ни воспроизводит искусство, оно стремится выявить, осмыслить, обобщить не только и не столько эти явления как таковые, сколько отношения к ним людей.

К каким бы явлениям действительности ни обращалось искусство, оно изучает, прежде всего, человека в его отношениях к миру и к самому себе, познает эти отношения и те жизненные факторы, которые влияют на их характер, становление и развитие, исследует их изменения, их влияние на жизнь человека и общества. Искусство стремится охватить все многообразие человеческих отношений и поэтому отражает явления действительности, то есть предмет этих отношений, и конкретно, во всех подробностях, и в большем или меньшем обобщении. Так, живопись, кинематограф, театр строят свои произведения обычно на изображении конкретных явлений действительности, определенных фактов и событий и уже через их посредство выявляют и раскрывают исследуемые ими отношения и взаимоотношения людей. Музыка же чаще берет предмет этих отношений в предельно обобщенном виде и потому как бы “снимает” его, подразумевая его неявно. А отношения людей передает, будто непосредственно в их становлении и развитии, в их взаимостолкновениях, в их переходе в новое качество и т.д. В то же время и самое достоверное изображение обыденных вещей может приобрести в искусстве обобщенный, и даже символический смысл.

Познавая явления действительности в связи с отношениями к ним человека, искусство не может их одновременно не оценивать. Ведь личностное отношение к чему-нибудь есть, прежде всего, его оценка. В познавательном плане искусство отражает разные отношения к одним и тем же явлениям, раскрывает их сущность, их истоки и т.д. Нередко мы находим в художественных произведениях широкую картину бытующих в обществе типичных отношений-оценок, иногда взаимоисключающих, сталкивающихся друг с другом, характерных для разных социальных групп и типов людей и в разных условиях. Духовно-практический характер искусства обусловил и форму художественных оценок. Исторически сложились две главные формы оценок.  Важность явлений может быть выявлена в системе объективных значений – внешних для личности, независимых от нее, от ее интересов, желаний, стремлений. Такие оценки выступают в форме логических суждений и умозаключений. Важность может быть выявлена и в субъективной форме, выражая интересы, желания, стремления личности, то есть иметь для человека личностный смысл. Такие оценки производятся в виде эмоций. В обоих случаях оценки по своему содержанию могут быть истинными и неистинными, выражать подлинные или мнимые ценности, потребности общества в целом, а то и своеобразно-индивидуальное и даже произвольное отношение к миру.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
18 Kb
Скачали:
0